Родительско-детская психология и психотерапия. О родительской уверенности

Родительско-детская психология и психотерапия. О родительской уверенности
Многие родители, ища способы решения психологических проблем у детей, в семье (или ища порядок лечения болезненных симптомов у детей), обращаются к пути решения не правильным образом. Так как не правильным образом к этим проблемам (или симптомам) относятся.
 
 
Ведь опытному специалисту семейному психологу-психотерапевту можно работать и с самими родителями, чтобы повлиять на ребёнка, а не начинать с самого ребёнка. Да и с ребёнком как по видео-связи поработаешь? А сейчас, в период пандемии, большинство профессионалов ушло работать по видео-связи. И в целом произошёл заметный скачёк в развитии психотерапии, когда многие специалисты вынужденно стали искать другие методы работы с пациентами исключительно словом (то есть психологической психотерапией), а не прибегая к привычным алгоритмам древнего классического клинического медикаментозного психотерапевтического и психиатрического лечения.
 
 
Некоторые родители по проблемам детей спешат порой обращаться в область нейропсихологии или психиатрии. Это будут лекарства как лечение или упражнения для ребенка, в то время как проблема может находится не в голове, а в отношениях. Всё начинается с отношений и лишь потом переходит в голову, то есть что-то патогенное или дисгармоничное закрепляется потом в психике.
 
 
Поэтому, возможно, следует попробовать начать с не-медикаментозной психотерапии, с семейной системной психотерапии, с глубинной психологии, с психоаналитической семейной психотерапии. Сейчас мы попробуем прояснить сказанное, чтобы стало яснее о чём идёт речь, когда речь идёт о лечении словом, о психотерапии личности, о терапии семейных отношений.
 
 
Допустим вы мать ребёнка, с которым есть те или иные (и не важно какие по качеству и количеству) проблемы. Вы, как мать находитесь в симбиозе с ребенком, и если поймёте вместе со специалистом психологом или психотерапевтом причины проблем у ребёнка (посредством совместных индивидуальных встреч со специалистом, на которых анализируется проблема у ребенка и личность самого ребёнка, у которой эта проблема возникла), то сможете донести это понимание на вербальном и не вербальном уровнях коммуникаций до самого ребенка. Это и запустит трансформационный процесс в вас обоих, так как вы связаны. Ребенок долгое время остаётся не замкнутой системой. Более того, многие и взрослые остаются не до конца сепарированными (психологически отделенными и внутренне не зависимыми) от своих матерей и от отцов.
 
 
 
Родительско-детская психология и психотерапия. О родительской уверенности
 

Так же как и можно взрастить родительскую уверенность через работу со специалистом, так и можно проработать свои отношения с отцом ребёнка. Я не говорю что это относится лично к вам. Это пример. Иногда такое действительно требуется, так как отец — это та фигура, с которой ребёнок либо идентифицируется, либо занимает негативное к нему отношение на уровне сознательного, но на уровне бессознательного любой ребёнок продолжает или желает любить отца и порой попадает в ловушку бессознательного чувства вины по отношению к отцу (если не понимает его, если злится на него, если разделяет или не разделяет то или иное бессознательное отношение матери к отцу). А отношение матери к отцу восходит к отношениям к собственному отцу и к бессознательному оношению к отцу у своей матери как к мужчине и как к мужу.

 

Бывает и такое, что родители (мать и отец или отцовская фигура внутри психики ребенка, если отец, допустим, ушёл из семьи) словно не могут договориться о единой линии воспитания ребёнка. У ребёнка внури будет жить конфликт, который естественно будет проявляться либо в его отношении, либо в его действиях, либо както в теле. Естественно — потому что психика любого человека, чтобы справиться со стрессом или с внутренним конфликтом, ищет и находит свой путь решения проблемы. И это либо будет что-то связанное с мышлением, либо с действиями, либо с сомой, соматикой, телом и его функциями. Но всё это происходит не только внутриличностно и с опорой только на личные ресурсы индивидуальной психики, но и в поле определённых отношений, в атмосфере той или иной обратной связи со стороны окружающих близких, родителей. 

 
 
И тогда в итоге (то есть по разным причинам, но связанным с темой отношений) часто случается саботаж правильной линии развития ребёнка и отыгрывание пассивной агрессии в сторону матери (что может проявляться в нежелани учиться, делиться эмоциями, в воравстве и агрессивном поведении, в уходе в себя, в гиперактивности, в делинквентном поведении, в разговоре с родителями путём языка симптомов и многое другое). Что в свою очередь замыкает окончательно ребёнка в кольцо чувства вины (агрессия порождает чувство вины) уже по отношению к обоим родителям. Но если это не осознаётся ребенком в достаточной степени, то он застревает в линии привычного реагирования.
 
 
 
Родительско-детская психология и психотерапия. О родительской уверенности
 
 
 
Плюс ребёнку необходимо справляться с так называемой экзистенциальной тревогой. Успех ребёнка в этом секторе напрямую связан с успешность в том же секторе у матери и у отца ребёнка. Что такое экзистенциальное измерение жизни? Это измерение собственного бытия, где решаются вопросы самостоятельности и жизненных внутренних опор, вопросы свободы и зависимсоти от других. Экзистенциальное измерение — это область между известным и не известностью. Бессознательное человека, соприкасаясь с коллективным человеческим бессознательным, черпает либо заряд смысла и предощущения полноты жизни, либо соприкасается с измерением внутренней пустоты, тревоги неизвестности и безысходности. Какой вкус и отношение к жизни передаёт мать и отец своему ребёнку на уровне бессознательного? Такова и будет реакция ребёнка на новое и на трудности в этапах своего развития и психологического отделения от родителей.
О некоторых ключевых аспектах экзистенции можно прочитать в статье «Нужен ли человеку смысл его жизни и что его определяет? О травме развития и об удовольствии от жизни»
 
 

И помочь ребенку справиться с экзистенциальной тревогой и помочь ребенку понять и осознать игру чувства вины, а также проработать агрессию в ребёнке — всё это перечисленное вы можете сами при обретении должных навыков. Всё это и называется собственно «родительской уверенностью». Над ней и можно работать индивидуально с каким-то другим компетентным в семейных переплетениях специалистом, работающим в парадигме глубинной психологии. (О разнице между глубинной и не-глубинной психологией можно почитать в одноимённой статье).

 

 

Родительско-детская психология и психотерапия. О родительской уверенности

 

 

Также есть ещё ряд сложных феноменов, которые часто присутствуют в почти любой семейной системе. Это бессознательные ожидания матери чего-то (что и требуется осознать) от своего ребёнка.

 

Это может быть и многогранный и далеко не простой феномен бессознательного проигрывания на ребёнке каких-то отголосков и фрагментов незавершённых отношений с собственными родителями.

 

Это может быть и феномен трансгенерационной передачи — межпоколенческой передачи не решённых проблем по роду (об этом можно читать в цикле статей подробно с примерами).

 

Если человеку сложно понять такую логику (логику семейной психологии, логику семейной системной терапии и логику глубинной психологии), то можно почитать раздел Публикации, выбрав какие-то статьи в нём, согласно вашему какому-то личному интересу и через это зайти в понимание языка психологического измерения жизни. 

 

 

 

 

Родительско-детская психология и психотерапия. О родительской уверенности

 

© Юрий Владиславович Потеенко

 

В оформлении использованы зловещие и милые монстры датского художника, сценариста и режиссера детских телевизионных программ John Kenn Mortensen

 

Подобрать специалиста под свой бюжет в любом городе — см. таблицу и раздел Услуги и цены

 

® Проект ЛИЛА & Зеркало для души