Почему дети болеют?

Почему дети болеют?
 
 
 
Когда ребенок заболевает, мы обычно срочно пытаемся его вылечить, пытаясь избавить таким образом от страданий. Встревоженные родители задаются вопросом: “Почему он заболел?”. Ребенок, даже очень маленький и еще не умеющий говорить, всегда спрашивает себя то же самое, что и родители, в той или иной форме и в зависимости от возраста.
 
 
Ребенок всегда устанавливает ту или иную взаимосвязь между симптомами заболевания, своими чувствами и сложностями, которые возникают у него в определенный момент жизни, которую он разделяет со значимым окружением.
 
 
Всем очень хорошо известно, что соматическое заболевание может привести к различным психологическим последствиям (тревоге, ночным кошмарам, депрессии и т.д.). Напротив, глубинные мотивы, связанные с аффектами, которые приводят к возникновению соматического заболевания, известны не так широко. Часто случается, что эти мотивы мимолетно предстают перед сознанием родных ребенка, с которыми он живет, но они немедленно замещаются “более обоснованными» аргументами (замерзли ноги на улице, заразился в садике и т.д).
 
 
С каждым днем все больше и больше родителей верят в то, что с помощью психотерапии можно помочь ребенку избавиться от многих нарушений поведения, взаимодействия со сверстниками, сложностей в обучении и т.д.
 
 
Например, если ребенок часто врет, этим он может выражать, посредством фантазийной конструкции, бессознательное желание превратить в удовольствие что-то, что он переживает как грустное или досадное в своей жизни, что-то, что он не может принять или выдержать. Если ребенок ворует, то это может быть выражением неудовлетворенной потребности в любви, о которой он сам не подозревает. Потребность, чтобы кто-то им интересовался, горячо любил и «присвоил» себе так, как это делает он, присваивая себе чужие вещи.
 
 
Нарушение поведения – это «решение», которое находит ребенок для того, чтобы выразить какие-либо трудности. С этой точки зрения мы можем рассматривать его поведение как одну из форм «языка», попытку коммуникации, которую он может реализовать только лишь таким найденным им способом.
 
 
Помимо нарушений поведения, мы повсеместно встречаемся и с разнообразными соматическими заболеваниями. При этом заболевание, возникающее в теле, также является особым «языком» и способом коммуникации.
 
 
Представители французской школы психоалализа считают, что сложности в сознательном выражении аффективных конфликтов вызваны дефицитом способности к «ментализации» потребностей и бессознательного телесного возбуждения.
 
 
Подход аргентинской школы психоанализа отличен: этот «дефицит» является кажущимся и представляет собой лишь «установку» сознания по отношению к определенным фантазиям, которые оно не может выдержать. Фантазиям, которые, хотя и являются бессознательными, но, тем не менее, обладают аффективным (или «ментальным») значением, смыслом.
 
 
 
Почему дети болеют?
 
 
 
У КАЖДОГО ТЕЛЕСНОГО НАРУШЕНИЯ ЕСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ.
 
 
То есть, с точки зрения бессознательного значения, не то же самое заболеть гриппом или страдать от приступов астмы. Также не то же самое страдать от псориаза, гепатита или любого другого заболевания. Каждому из них присущ свой особый бессознательный смысл.
 
 
Образ простуженного ребенка удивительным образом похож на образ плачущего ребенка. Исследования в области психосоматики показали, что очень часто с “помощью” простуды ребенок выражает грусть, которую не может выдержать, и которая продолжает пребывать в бессознательном состоянии.
 
 
При астме “задействуются” совсем другие чувства. В этом случае грусть вытесняется намного глубже, а плач, выражаясь метафорически, “загоняется в легкие” и проявляется в виде бронхиальной слизи. Помимо этого ребенок-астматик живет, захваченный бессознательной фантазией, которая обладает для него силой реальности: он убежден (речь идет о бессознательных процессах), что кто-то из его самого близкого окружения, без кого он, похоже, не может жить, угрожает ему покиданием. Переживает чувство зависимости от этого человека настолько интенсивно, насколько все мы зависим от кислорода, которым дышим, и одновременно с этим переживает (также бессознательно), что связь с этим человеком опасна в связи с характеристиками враждебности, которыми она обладает. С помощью бронхоспазма ребенок «цепляется» за воздух, которым дышит, и не позволяет ему «уйти». Но этот спертый воздух, который уже «отслужил», не позволяет поступлению свежего и необходимого воздуха, представляя собой удушающее присутствие и образуя порочный круг.
 
 
Очень важно постоянно углублять наше понимание различных физических заболеваний в детстве как выражение различных бессознательных фантазий. Эти фантазии развиваются в рамках отношений ребенка с важными объектами из его окружения, а болезнь работает как электрический предохранитель, являясь видимой частью бессознательных конфликтов, в которых задействована вся семья.
 
 
Ребенок, задолго до своего рождения, уже является сыном или дочерью, внуком или внучкой, племянником или племянницей, братом или сестрой. Он занимает место не только в бессознательных фантазиях матери и отца, но и в сложнейшем сплетении бессознательных эмоций всей семьи. Наблюдение и изучение поведения новорожденных показывают наличие у них богатейшей эмоциональной жизни. Каждый ребенок, даже самый маленький, не только находится под влиянием бессознательных фантазий людей, которые его окружают, но также сам влияет на них с помощью особого вида “диалога”, “слова” которого конструируются на базе телесных функций.
 
 
 
Почему дети болеют?
 
 
 
® Проект ЛИЛА & Зеркало для души