СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

Стах, Тревога и Архаика

 

Тревожные расстройства и панические атаки (ПА, панические расстройства ПР, вегето-сосудистая дистония ВСД, синдром вегетативной дисфункции СВД, соматоформный невроз) распространены у многих людей и предлагается много разных психотерапевтических медикаментозных и психотерапевтических не медикаментозных, а также чисто психологических (психологическое консультирование и техники психотерапии, используемые психологами или врачами, условно переученными на психологов).

 

Часть методов лечения иллюзорна и подобна, для сравнения, тому как если человек пришёл лечить зубы и допустим ничего не знает о способах лечения, не пробовал ничего, в первый раз пришёл. Продавец будет предлагать то, что продаёт и то, что хорошо продаётся, врач будет предлагать то, что продаёт и то, что умеет делать, чему обучен. Кто-то скажет нужно больше витаминов, кто-то скажет нужно выражать агрессию, чтобы не накапливались отложения, на которых заводятся микробы, приводящие к проблемам с дёснами и к кариесу, кто-то скажет нужно сработать на опережение и применить имплант, кто-то скажет, что нужно сменить атмосферу, заниматься спортом и бродить на свежем, солнечном воздухе, потребляя кислород и энергию солнца и всё само собой рассосётся со временем, надо просто верить. Разброс предложений будет велик, каждый будет хвалить то, во что верит, то что умеет и то что продаёт. Или то что одобрено сверху в государственном бюджетном секторе.

 

К вопросу о методах мы вернёмся позже, когда будут понятны причины панических атак. Собственно, вопрос о методах сам собой снимется.

 

Панические атаки возникают не от стресса. Более того, когда стресс (война, простраивание границ в отношениях, защита своего продукта и т. п.) то нет и панических атак. Единственно, враг должен быть очевиден. Потому что, если это не так (чувство тревоги есть, а источник не понятен или неизвестный науке, не изученный, например, короновирус (в эпоху пандемии, замешанной на инфодемии)), то тогда есть место и для панических атак и для фобий и для ОКР, то есть для разворачивания всех граней, так называемых «родительских комплексов». «Родительский комплекс» — это комплекс (сложившихся на базе ранних отношений с родителями или опекунами) устойчивых психологических защит, которые патологичны для конкретного человека, то есть защиты работают, но не в том месте и не в то время, и не для тех целей.

 

Поэтому первым аспектом (причиной или, точнее, комплексом причин) возникновения панических атак (ПА, ПР, ВСД) является аспект связанный с «родительским комплексом» и заключающийся в безысходной попытке переключения, переключения с осознания психического материала, с которым сложно для ребёнка иметь дело. Панические атаки возникают при стандартной (психологическая защита в детстве) попытке переключиться (родители так в детстве научили переключаться) с того, что человек хотел, с того, что для него было важным, и главное с того, чтобы высказать (обсудить, прояснить) своё несогласие, непринятие. Непринятие, чтобы принять. Принять, а значит переварить. 

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

Паническая атака — это «не переваренное» + привычный путь переключения (от родителей взятый на вооружение). Это переключение с «психической боли» от запрета на желание и от невозможности обсудить (нет такого пути). Родители этот путь (обсудить, прояснить) закрыли и оставили лишь путь переключения. А на что можно переключиться в самолёте в воздухе, в лифте, на длинном мосту через широкую реку, в безлюдном агарофобическом месте и т. п.?! Есть много чем сам себя человек пугает. У кого какие фантазии в виде разворачивания угрожающих сюжетов. И это связано с темой смерти. То, на что человек переключается, должно быть опорой. А опорой является прояснение и переваривание, а не убегание от этого. И опорой никак не является то, что опорой быть не может, а скорее является бессознательной формой нападения на себя и (или) самонаказания. К этому (к содержимому родительских комплексов) мы вернёмся позже. 

 

Поэтому второй аспект (причина) панических атак (ПА, панических расстройств ПР, вегето-сосудистой дистонии ВСД) — это страх смерти. И поэтому если у человека нет ясности со смыслом своей жизни и с тем, на что в жизни опираться (разумеется это не могут быть люди и сомнительные идеи, и верования), а также, если нет ясности с компасом, то есть с тем, что двигает человеком по жизни (он сам, двигают ли его другие, двигают обстоятельства, двигает автоматизм и бессознательные тенденции), то безусловно нет чего противопоставить теме смерти. Стоит добавить, что тема смерти должна прорабатываться в человеке, а не избегаться мысли о ней. Потому что когда не надо, эти мысли придут. Всё от чего человек пытается убежать по жизни, он встречает снова на своём пути.

 

Вместе с темой смерти гуляет тема активации воли (часто неосознаваемой) к смерти. Если нет воли к жизни (из-за отсутствия смысла или из-за подчинённости другим, невозможности обсуждать своё недовольсто, из-за неумения обращаться с агрессией, из-за нереализованности своих желаний и др.) то активируется воля к смерти.

 

Третий аспект (причинности) панических расстройств, тревожных расстройств, бессонницы, генерализованного тревожного расстройства ГТР, некоторых фобий, панических расстройств ПР, ВСД, СВД — это тот факт, что страх смерти и другие описанные причины вместе взятые поднимают Архаику (к вопросу, более подробно описывающему что это такое, мы вернёмся позже), то есть связь человека с глубинами своей психики, с том числе и с тёмными, устрашающими её феноменами, архетипами и тем, что в ней живёт. И чем больше с возрастом у человека знаний и жизненного опыта, тем сильнее он подвержен влиянию Архаики. У человека возникает вопрос (должен возникать для самосохранения или противоядия) куда направить свою волю в жизни, к чему в жизни стремиться. Потому что куда мы направляем волю, туда же направляется и сознание, и его сила, поэтому то, во что мы верим и что мы представляем, то обычно и начинает происходить.

 

Четвёртый аспект панических атак, тревожных расстройств, вегето-сосудистой дистонии ВСД, синдрома вегетативной дисфункции СВД — это собственно сам телесный симптом. Паническая атака — это потому и называется психосоматикой, что является проявлением тела, это реакция вегетативной системы, именно она создаёт сам симптом, участвует в его рисунке. Симптом психосоматический — это не только сигнал, но и отвлекающий манёвр. То есть человеку порой проще ходить по врачам и лечить тело, болезни и симптомы нежели разбираться со своей личной и семейной жизнью, брать на себя ответственность за принятие сложных личных волевых решений, брать ответственность, чтобы сказать кому-то «нет», выразить агрессию, взять ответственность за то, чтобы говорить «да» и ответственность за возможные ошибки.

 

Психосоматический симптом — это важная вещь. Дело в том, что человек либо справляется с какой-то проблемой, ментализирую её, переваривая словно. Это путь ментализации, осознания. Либо если этом первый путь не сработал, то срабатывает второй путь — поведенческий. Человек в поведении отыгрывает какую-то свою проблему. Это не лучший вариант. Сюда можно отнести и несчастные случаи. Третий путь — соматический, соматизация проблемы. Есть ещё четвёртый — психотический (где галлюциноз и психоз — есть попытки смоисцеления, которые медики зачастую блокирую медикаментозно, что приводит к соматизации или позднее к новым попыткам создать иллюзию как объект).

 

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

И пятый аспект (причинность) панических атак (ПА, панических расстройств ПР, тревожных расстройств ТР, депрессивных расстройств, личностных расстройств, психосоматических расстройств, вегетососудистой дистонии ВСД) — это первичня травма или собственно «родительский комплекс». Родительские комплексы бывают разными — это может быть «комплекс меланхолии», «нарциссический комплекс», «комплекс мёртвой матери» и другие родительские комплексы, не выделяемые как отдельная нозологическая единица. Так можно выделить «комплекс подчинения родителям», что будет проявляться в нападках человеком на самого себя внутри себя и в бессознательном стремлении подчиняться, искать опору в людях (и притягивать именно тех людей, на которых опираться не стоит, чтобы разочароваться в доверии (подтвердить не доверие) и не пробовать нового, затревая в неподходящем старом). Это последнее связано с феноменом переноса отношений с родителями на других людей.

 

Если в человеке комплекс меланхолии, то будет нападение на себя, но в виде нападения на родителя внутри себя. И происходить это будет как раз через негативный ментальный сюжет («сейчас сойду с ума», «задохнусь» и т.п.). «Родитель внутри себя» — это результат образования личности человека. Личность ребёнка структурируется вокруг первичного объекта (родителя) и таким образом можно говорить о том, что родитель внутри человека. И каким был родитель таков и внутренний родительский обьект. Личность ребёнка не может формироваться без опоры на родительскую фигуру. В ребёнке образуется внутренний диалог, где он внутри себя разговаривает с родителями.

 

Если в человеке «комплекс подчинённости», то будет нападение внутреннего родителя (внутренней инстанции Сверх я, которая берётся от родителей и выглядит не гармоничной, не защищающей, а наоборот нападающей, деструктивной, ведёт себя агрессивно по отношению к другим частям я или просто к я, к себе). То есть внутренний родитель нападает на я как родитель бы на него нападал.

 

Потой люди отыгрывют нападения не на себя, а на других. Это свойственно нарциссическому комплексу.

 

Можно сказать, что и в каждом здоровом человеке есть эти измерени — измерение нарциссическое, измерение меланхолии, измерение депрессии и др. слои или ядра в личности.

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

Личность состоит из слоёв и частей. В слои мы проваливаемся, регрессируем в силу тригерных ситуаций, контактов с другими людьми и в силу того материала, который рождается изнутри.

 

Изнутри это откуда? Из Архаики, из Оно, из «Я-Идеального» (два чисто психоаналитических  термина — см. подробнее в конце статьи словарь терминов), из «коллективного бессознательного» (термин аналитической психологии). Архаика — это опыт предков и первопредков, доступ к которому в потенциале как возможность существует во взрослом человеке. В ребёнке он есть в сильно открытом виде. И мать ребёнка играет роль контейнера и своего рода плиты, которая закроет этот проход и вместе с этим оставит туда правильный доступ, который необходим для сил твочества, для корректной работы психического аппарата на уровне личного бессознательного, которое контакирует с коллективным бессознательным в корридоре предсознательного. Но мать далеко не всегда является качественным родительским объектом (по разным причинам). Мать может и сама иметь проблемы с архаикой, то есть иметь дисгармоничное, дисфункциональное собственное Сверх-я. Сверх-я либо защищает от натиска Архаики, либо наоборот пугает человека негативом, создаёт негативные ментальные сюжеты, что является словно зыбучими песками для я, которое начинает проваливаться, распадаться и растворяться, так как не обладает пониманием силы, знанием опоры и плюс ко всему имеет слабо сформатированное Сверх-я, Сверх-я с прорехми, с дырами, брешами в своей структуре. Бывают бреши и в самой ткани я. Туда и проникает первичная сексуальная энергия, первичный нарциссизм «Я-Идеального» (из Оно), которое завладевает я человека. Сама первичная энергия не является ни тёмной, ни светлой, Тёмной её делает само я (то есть части я, враждебно настроенные против самого я из-за родительских комплексов и из-за содержимого материала наследуемого от первопредков). 

 

Что интересно, при панической атаке (ПА, паническом расстройстве ПР) возникает нередко момент одышки или невозможности сглотнуть воздух, или ощущение, что в дыхании происходит сбой. На смом деле, по факту, в тот самый момент происходит гипервентиляция лёгких. Это когда заходит в лёгкие слишком много кислорода и возникает нехватка углекислого газа. Человек в панике начинает интенсивно дышать или заглатывать воздух. В итогое возикает эффект, который используется наметенно в терапии холотропным дыханием (техника ребёфинг), когда человека лежащего на полу, заставляют длительное время (при наблюдении специалиста) интенсивно дышать, наполняя лёгкие кислородом, что приводит к активации Архаики и к проработке, вместе с этим, ранних детских травматических непереработанных переживаний, психотравм. Можно в результате данной техники пережить даже то, что происходило, когда ребёнок проходил по родовым путям.

 

Это опасно делать без специалиста. И специалист в этот момент выполняет функцию матери по успокоению клиента, по помощи в переработке обнаруженного психического материла. Специалист должен быть сам очень хорошо проработан, чтобы справляться с нагрузкой, так как выступает в роли контейнера для помощи в переработки активированного материала. Такие вещи по активации Архаики порой происходят на сеансах у целителей и на расстановках Хеллингера. Конечно такой гиперактивации как при холотропном дыхании может и не произойти, но тригерные ситуации возможны.

 

Многие специалисты берутся работать в этих опасных методах, сами не предполагая с чем могут столкнуться или слишком веря в свои силы, полагаясь на себя. Если специалист не верит в Бога или не опирается на Бога (а опирается на себя), то могут быть проблемы (у всех участников процесса). Бог — это, можно сказать, тоже феномен Архаики, но как, условно говоря, царь всей архаики или даже скорее как силы, которая имеет власть над любым архаическим материалом. 

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

Каждый человек может наблюдать в себе игру частей и разных измерений внутри себя. Как минимум каждый человек разговаривает с самим собой, спорит с самим собой, давит на себя самого. Эта давящая инстанция и может являться Сверх-я или тем аспектом я, который связан с родительскими запретами, наказами, установками. Это если очень просто подойти к вопросу о Сверх-я.

 

Порой сложность и не нужна для кого-то, во всяком случае в начале. И хватит и простого видения-понимания. Поэтому мы отсылаем вас к статье другого специалиста — специалиста врача-психотерапевта и к его статье, посвещённой паническим расстройствам ПР, генерализованному тревожному расстройству ГТР, паническим атакам ПА, вегето-сосудистой дистонии ВСД, синдрому вегетативной дисфункции СВД, соматоформному неврозу. Также в конце статьи автора  (и в её продолжении) будет приложен и разбор современных методов, которые предлагаются психиатрами, врачами психотерапевтами, психологами психотерапевтами, клиническими психологами и неврологами, а также авторские раскрученные методы, распространённые в интернете и, в том числе, и в государственном бюджетном секторе услуг. Это интересно, важно и полезно знать даже и тем, у кого нет тревожных или панических расстройств, потому что речь идёт и о теме правильного понимания психотерапии  и правильного подбора себе психотерапевта (отдельные храктерные грани разобраны, грани на которых делает акцент автор в силу своих методов работы). Статья называется «Паническое расстройство — психосоматический невроз».

 

Там же разобрана и фармакотерапия и то, что предлагают неврологи, психиатрия в работе с ПА и др. Полезным дополнением может стать и чтение статьи того же автора, посвещённой лечению антидепрессантами депрессии. Важно, что статьи написаны врачом с первичным медицинским образованием, из медицинской среды (не из среды психотерапевтов психологов, с первичным психологическим образованием) , то есть человеком, знающим проблему предельно изнутри (и в процессе обучения и в процессе взаимодествия с коллегами и в своей практике). Часто антидепрессанты предлагаются при панических атаках, потому что в основании лежит депрессия в том или ином количестве и качестве. И депрессия действительно напрямую связана с родительскими объектами и с нереализованными желаниями.

 

Подрезюмируем сказанное нами о панических атаках (панических расстройствах и др. перечисленное). Активируется воля к смерти и зачастую работает как навязчивое повторение.  Почему?

 

  • Воля человека подчинена (комплекс [родительской] подчинённости как остаточный феномен от первичных отношений с родителями, плюс подчинённость силе Архики, с её непереработанным, но передаваемым неуправляемым и не осознаваемым наследием).
  • Нет более на что привычным образом переключаться (исчерпалось).
  • Не сформирована привычка обсуждать то, что непринимается в жизни, то что выглядит как навязанное, как желания других, «правильное» и «полезное», «должное».
  • Свои желания не реализуются.

 

Свои желания в итоге у таких пациентов не реализуются, но есть переключение и включённость в другие дела (желания других, незавершённый важные дела, полезное).

 

В итоге своя воля [к жизни] не сильно задействована, и начинает тогда проступать своя воля к смерти. Обычно воля к смерти и воля к жизни связаны между собой (правильным образом связаны) когда преобладает воля к жизни.

 

Как правильно понять феномен «воли к смерти» (инстинкта к смерти)? Это желание вернуться к первопредкам. Часть я человека всегда находится в бессознательном и она вечна (вне времени, вне пространства), но в контакте со всем опытом человечества, начиная с ближайших по роду первопредков. 

 

Когда проступает навязчивое повторение, то это указывает на то, что Архаика (Оно, «Я-Идеальное», первопредки, зародыш неосознаваемых влечений, ищущих свой обьект, цель, реализацию) начинает устанавливать свою власть и волю над волею я человека. Могут активироваться тёмные строны архетипов, в частности активируется архетим Великой матери, но не как любящей матери, а как злой мачехи или злой тёмной колдуньи. Это происходит как только человек начинает нарушать родительские запреты и установки.

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

И здесь есть плюс к озвученному очень тонкое место, подобно игольному ушку, через которое следует пройти на застряв. Потому что начинают подсоединяться (в психике у человека) универсальные, общечеловеческие, архитипические идеи о важности «не-эгоистической жизни», «делания добра», «служения людям», идеи «не думать о себе», «забыть о себе», которые должны быть правильно поняты. 

 

Забыть о себе  — это направление тотального выхода из страдания. Нет эгоизма — нет чему и мучиться в человеке. Логика простая, но применима в жизни символически, ограничено, по ресурсам и не во всех ситуациях. Мало того, без концепции Бога (причём как живого Бога, начиная с представлений и заканчивая построения отношений с живым Богом) забывать о себе бессмысленно, так как нет на что тогда опираться (кроме людей, которые легко ситуацией воспользуются, особенно если отношения с родителями не проработаны). Не думать о себе — это правильное понимание сути для решения вопроса со страданием. Но это как раз та луна, на которую указывет палец, то есть не сам палец.

 

Забыть о себе — это не упражнение по подчинению другим во всех ситуациях. Ситуации разные — где-то надо согласиться, а где-то отказаться, сказав «нет». Где-то себе сказать «нет», а где-то  — другим. Это область духовности и область духовно-ориентированных подходов в психотерапии. Так как касается вопросов добра и зла, затрагивающих вопросы о цели и смысла жизни. Поэтому многим порой психоанализа, психоаналитической психотерапии и психотерапии (не духовно-ориентированной) оказывается недостаточно. Однако многое зависит от личности самого психоаналитика, психолога, психотерапевта.

 

Всё ещё осложняется и тем, что у людей, которые склонны к подчинению, в бессознательном, как теневая часть, живёт (и проявляется не замечаемым для человека образом) тенденция к господству. Господство проявляется, например, и в самом страдание. Ведь можно стать мастером страдания (разумеется, это не осознаётся). Господство проявляеет и в пассивной агрессии по отношению к другим людям, к близким. То есть человек сначала подчиняется, а потом бессознательно мстит или отыгрывается на том, кому подчинился или на близких. Может происходить смещение пассивной или активной агрессии с одного обьекта, человека на другой объект, человека.

 

Обьекты бывают как внутренние так и внешние, что ещё больше усложняет игру я. Распутывается этот клубок посредством осознания. И как может прийти кому-то в голову решать этот вопрос медикаментозно!? Или какими-то простыми практиками, упражнениями, психологическими техниками за несколько сеансов устранять панические атаки?! Помочь — может и поможет, но лишь на какой-то срок.

 

Итак, там где подчинённость, там же бессознательное стремление к господству (неосознаваемая тенденция, смысл). Тенденция к господству может быть не только в пассивном, скрытом варианте, но и в активном полуосознаваемом (не видна вся собственная мотивация человеку у себя). Тому примеры эпилептоидной личности, нарциссической личности, психопатической личности.

 

Эпилептоид — неосознаваемые неудовлетворённости преобразуются в гнев, в борьбу со злом и за справедливость, где «моё мнение правильное, а твоё — ошибка». Среди врачей и священников, военных и политиков много эпилептоидов. Нарциссы бывают разными, но общее для них — это фальшивая личина и стремление к господству, любой ценой. Психопаты, антисоциалы — крайнее проявление, они социально опасны тем, что с виду не имеют моральных органичителей (но механизм по факту часто иной (не инфантильность, не незрелость, которые тоже часто встречаются, но корни которых до сих пор вызывают споры у специалисов) — у них наоборот может преобладать слишком сильное сверх-я, котороё даёт неосознаваемое чувство вины, которое и толкает на преступления, чтобы вывести вину на сознательный уровень). Стоит отметить, что психопатическое ядро есть в каждом человеке, вопрос лишь в том, какое из ядер является в человеке ведущим. Человек в себе несёт потенциал (или ядра) всех типов личностей свойственных вообще людям, роду человеческому.

 

У многих антисоциалов в наличие внутреннее движение «против людей» (есть движение «к людям», «от людей» и «против людей» по классификации Догерти & Вест). И суть в том, что у них Сверх-я настолько патогенное и жестокое, а доступ к Архаике (к «Я-Идеальному») имеет большие бреши, что в результате за запретные желания архаического «Я-Идеального» человек расплачивается преступлениями, чтобы снять бессознательную вину (которая возникает между Сверх-Я и Я-Идеальным). Преступления — часто являются механизмом перевода бессознательной вины в сознательную, чтобы справиться с тревогой, которая ощущается на месте бессознательной вины. Потому что вина бессознательная на то и бессознательная, что по ощущениям не чувствуется как вина. А чувствуется как тревога, дискомфорт. Порой имеет психосоматические формы проявления.

 

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

Проблема бессознательной вины (проявляемой по своим ощущениям как тревога и др.) свойственна не только антисоциалам. Она есть у первертов и есть, как отдельные проявления, возникающие при сепарации от родителей, и у других типов личностей.

 

О бессознательной вине писал ещё Фрейд, далее эту тему доработала и развила французская и аргентинская (Фидиас Сесио, Альберто Лоски и др.) школы психоанализа.

 

Игры Архаики (и «Я-Идеального») исследовались многими специалистами разных школ (психоанализ разных школ, аналитическая психология Юнга, экзистенциальный анализ в восточной версии, интегральный психоанализ (аналитическая трилогия) Норберто Кеппе, психосинтез Ассаджиолли и др.) и искались продуктивные способы решения сложных проблем и вопросов. 

 

Почему важна тема Архаики? Потому что человек попав в сложную для себя ситуцию обращается за помощью внутри себя именно к Архаике. А выглядит это как внутренняя мольба или обращённость к Богу для верующих. Или для любого человека, что верующего, что не верующего идёт бессознательный запрос к предкам, к родителям. Именно по этой причине так устойчивы родительские установки. Потому что мы волей-неволей обращаемся за помощью внутри себя к родителям и это проявляется в том, что мы предпочитаем действовать как они. Речь идёт о сложных жизненных ситуациях, а не о простых проблемах, когды мы чувствуем силу позитива как оружие и платформу для рождения своих творческих идей, где как раз в нас может рождаться обратное от родительских установок. 

 

Преданность родителям — это бессознательный поиск помощи у первопредков и отголосок языческой веры первопредков. И мы уже говорили о том, что там, где подчинённость, там же и бессознательное господство. Поэтому «комплекс подчинения» можно переназвать «комплексом подчинённости-господства».

 

И это  последнее напоминает тему прямого и обратного переноса внутренней диады «ребёнок-родитель». В своё время Э. Берн совершил попытку упрощения психоанализа, проявленную в его методе транзактного анализа, где присутствуют части я: «ребёнок», родитель» и «взрослый». Это серьёзное упрощение, оно мощет помочь лишь на некоторых начальных стадиях психотерапии, потому что частей и измерений, игр в «я» больше, и для их понимания требуются разные модели. «Взрослый» (взрослая часть я, зрелая часть я) не может опираться на себя, поэтому опирается на «родителя» и «ребёнка», на их диаду (пару) внутри себя.

 

Взрослый, зрелый человек может реально опираться на то, частью чего сам является. Или на какие-то силы, которые его сильнее (это может начинаться и с силы воли, но заканчивается видением своих ограничений). Поэтому «Взрослый» за помощью обращается к родителям и к другим первопредкам, к роду. Это ведёт к встрече с Архаикой, в которой естественным образом есть и свет и тьма, и сила жизни и сила смерти. Поэтому большой шаг в развитии Цивилизации — это вера в Бога, а не вера в Прогресс и не в свою отделённость от Природы (материнский аспект Бога) и от законов этого мира, как словно отделённость от законов отца в семье. Отец в семье — это прообраз Отца Небесного, прообраз отношений с Богом. Если отношения с отцом или с матерью у человека некачественные, то Мать для него Мачеха, а Отец — жестокий Отец древней Орды. Если отношения с родителями дефектные (непринимающие, не любящие, причём речь идёт не о чувственной любви, а об осознанной любви), то ему закрыт проход к теме веры, доверия, закрыта тема веры в правильные и здоровые (для себя) вещи. Развитие такого человека замыкается на самом себе в узком коридоре возможностей. Итог такого развития всем известен. 

 

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

Идём ещё глубже.

 

Помимо родительских комплексов («подавление-господство») или, точнее, под ними панику и тревогу создают нереализованные желания. Вазникает вопрос: Нереализованные желания Оно (архаика, опыт первопредков, потенциал, таланты, влечения, зародышей внутри влечений) или я? Я родом из Оно — это прямая подсказка. Я — это не только осадки падающие внутрь, возникающие от отношений с другими людьми, начиная с родителей. Часть я бессознательна и находится в Оно (в Архаике), вызревая там и оттуда через влечения и наследие первопредков как носитель влечений, как ядра этих влечений.

 

Нереализованные желания Оно («Я-идеального») вызывают тревогу (бессознательная вина), если противоречат мнению Сверх-я, которое состоит из четырёх слоёв: корня Сверх-я (реактивное образование от Оно, от «Я-идеального»), из собственно Сверх-я (родительские запреты, помощь рода), морального сознания и самонаблюдения.

 

Ещё Фрейд говорил о том, что нереализованные желания подобны уксусу в сравненни с вином. Сначало было вино (желания), потом будучи не реализованным, вино превращается в уксус, а уксус в виде нереализованных желаний ощущается человеком как тревога. 

 

И что-же мешает их реализации?  Не только неосознанность, но запрет Сверх-я и далее вина, которая проявляется в виде сырой тревоги, сырого дискомфорта (неосознаваемая вина так выглядит для сознания).

 

Соответствено неосознаваемая вина будет требовать действий или осознания себя:

 

  1. Далее человек либо нарушает какие-либо запреты или социальные нормы и, тем самым, делает вину проявленной. И наступает облегчение. А дальше требуется наказание. И тогда человек наказывает либо себя, либо других (либо и то и другое), проявляя аутоагрессию, пассивную или активную агрессию. Преступник получает воздаяние или продолжает жить преступной жизнью, чтобы снимать тревогу.
  2. Либо если человек не нарушает каких-либо внутренних запретов или социальных норм, то тогда в нём и обостряется тревога и её прорывы в виде панических атак ПА, панических расстройств ПР, тревожных расстройств. А вегетативная система услужливо предлагает симптом (психосоматический путь решения). Человек лечится, но проблема (корень) остаётся, потому что обычно лечение (врачебные манипуляции, когнитивно-поведенческая терапия КПТ и другие виды не-глубинной психологии и психотерапии) убирает симптом, а не его глубинную причину.

 

Что-же противопоставить запретным желаниям? Запретным желаниям из Оно рода человеческого (из Архаики, где вместе с этим находится и творческий ресурс, и таланты, и не раскрытый потенциал)? Осознание того, запретные ли они на самом деле. И в случае действительно эгоистичных (на вред другим и себе) желаний и влечений, следует противопоставлять свою волю и доводы своего здорового и гармоничного Сверх-я (то есть Сверх-я требует переосмысления себя и перепрошивки путём осознанности и осознанного выбора). То есть не следует в слепую идти за чувствами, будь то желания замкнуться на себе или проявить себя в отношении других.

 

Если этого не сделать (не осознать запретных желаний и что-то им правильное не противопоставить, не дать другую цель, объект), то инстинкт к смерти (к разрушению) отсоединится от инстинкта к жизни (к объединению, к любви) и начнёт претворяться в виде вреда себе.

 

Влечения из Оно (из Архаики) ищут объект для своей реализации, но объекты можно выбирать. То есть своими влечениями и желаниями следует учиться человеку управлять, чтобы они не выбрали объект (при возобладании инстинкта к смерти) в виде несчастливого стечения обстоятельств, в виде несчастного случая или неблагоприятного неосознаваемого выбора худшего для себя, или в виде болезни.

 

Не все желания нужно реализовывать, но если их игнорировать, подставлять несоответствующие объекты (суррогаты), продолжать делать в жизни то, что не хочется делать, то инстинкт к смерти начнёт выходить на ведущий план. Человек может заболеть, чтобы что-то не делать (или чтобы чего-то добиться). Человек может сосредоточиться на решении не решаемой проблемы. Может выбирать для себя неблагоприятные обстоятельства или контакты с людьми. 

 

То есть может быть найден любой обьект, чтобы превозмочь страх смерти. Так люди залипают на то, от чего потом сложно отказаться, так как снова образуется зазор в смерть.

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

Порой человек наоборот усердствует в своих нереальных желаниях, хочет убежать от трудностей и «косяков, которые в жизни вспорол», как если «всё травой поросло» и нет прошлым делам и следа, если об этом не думать. Но не всегда так бывает как хочет того сам человек. Неспроста в некоторых учениях используется понятие «кармы». Сказать что кармы (а это просто причинно-следственная связь, цепочка) не существует для человека, который в неё не верит — это самообман.

 

Сказать что всё предопределено — тоже самообман. Сказать, что выбора не существует — это сразу попасть в жизненную ситуацию, где выбор будет. Сказать, что человек сам управляет своей судьбой и верить в это — это приведёт к жизненным ситауциям, где будет чётко видно, что человек ничего важного для себя решить и сделать сам не может.   

 

И дело (если посмотреть в контексте глубинной психологии) не в том, что человек что-то «по карме не доделал» или «гештальт не закрыл», » не проработал отношения с родителями», «долг не отдал должнику своему» и надо теперь к этому осознанно повернуться, а дело в том, что нужно найти правильный объект для влечений из Оно (потому что я корнем уходит в Оно, в Архаику). Если объект выбран правильный, то и остальное само на пути встанет в нужное время.

 

Однако это не просто выбрать правильный объект. Потому что встреча с правильным объектом — это лишь отражение движения в правильном направлении. Что это за направление? Это направление цели и смысла жизни человека. Но цель и смысл жизни человеку навязаны быть не могут и человек сам для себя должен этот вопрос раскрыть.

 

В одних ситуациях и прямо сегодня надо, допустим, куда-то или к чему-то вернуться, а в точно такой же ситуации завтра — от чего-то уехать, или наоборот остаться и взять на себя иное как перенос решения отношений в другую плоскость и по отношению к совершенно другим людям. Кто же будет определять что правильно, а что нет? Под силу ли такое человеку? Нет. Хотя пытаются многие.

 

Поэтому и обращаются к психологам (от которых ждут помощи в самоопределении и в возвращении способности опираться в жизни на верные ориентиры, чтобы видеть куда идти в жизни самим и не ошибаться) или обращаются к экстрасенсам, целителям, обладающим дарами (видеть прошлое, будущее и др. дары).

 

Существуют варианты обращения в целительстве к силе рода или к предкам, но есть и другой вид обращённости — сразу напрямую к Богу. Что и каждый человек в силе делать сам (было бы желание или понимание).

 

Если мы пользуемся силой рода, силой предков и первопредков, то будем должниками пред ними. Поэтому в Христианстве и не одобрялось обращение к целителям кроме самого Бога. Запрещалось, так как легко войти в соблазн желать себе то, что непредназначено и, плюс, целитель может и ошибиться, может неправильно интерпретировать, так как важно откуда берёт свою силу видения целитель (и насколько в нём сильно эго). Если от Бога, то это одно. Бог плату за лечение не взымает, так чтобы пострадал кто-то. А если целитель берёт силу у посредника между собой и Богом, то можно и ошибиться (и самому целителю в том числе). Потому что посредники требуют платы. Потому что не известно с кем в контакте целитель. Если мы говорим «Бог» или «с Богом», то сила самого слова уже всё очищает и преображает. Но если вместо Бог мы (или кто-то другой) подставляем в речи или у себя в уме другие имена (не имена Бога, Всевышнего), то это уже должно заставлять насторожиться и задуматься.

 

Поэтому святых (которые тоже часто обладали даром исцеления или видения) в Христианстве к лику святых причисляли только после их смерти. Потому что любой человек не Бог и при жизни может ошибаться.

 

Поэтому психологи работают по правилам, чтобы меньше ошибаться. Есть разные школы психологии, школы психотерапии. Правила работы у психологов тоже разные, но наиболее качественными правилами считаются правила наработанные психоаналитиками. Можно почитать статью о правилах психотерапии психоаналитически-ориентированной  и статью о разнице в подходе к психотерапии в школах глубинной и не-глубинной психологии (психотерапии).

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

Страх, тревога и счастье. Достижимо ли счастье для человека?

 

Вернёмся к вопросу об определении как человеку жить так, чтобы у него всё было хорошо. Ведь этого хочет каждый? Как тогда поступать в том или ином случае, в той или иной ситуации, чтобы всё было хорошо? И что или кто будет это определять, если не обращаться ни к кому за помощью? 

 

Определять должно видимо само направление жизни. Потому что ни один материальный объект (другой человек, любимый или любящий близкий, деньги, власть, здоровье, статус, сила) проблему, чтобы у человека всё было хорошо, не закроет. Что такое правильный объект? Это цель и смысл жизни. То есть, по сути, это направление жизни.

 

Правильное направление жизни — вот и решение!?

 

Почему именно так? Потому что счастье по сути — это хорошее настроение. Разьве не это есть счастье для человек? Хорошее настроение позволяет преодолевать трудности. А настроение связано с настроем. Устойчивый настрой завязан на направлении жизни. 

 

А какие есть направления жизни? Что говорит человеческая мудрость? Таких направлений всего два (остальные направления можно свести именно к этим двум):

 

  1. Цель — сам Бог (Страдания у человека будут и не будет так чтобы всё было хорошо в обычном человеческом обывательском (малоосознанном) понимании, но восприниматься это будет иначе (для осознанного человека, живущего сознательным выбором Бога) и не так болезненно как у человека, живущего без Бога). Этот путь называли древние путём тоньше волоса и острея меча. Это путь с Богом, причём с живым Богом, а не с фантазией или представлением о нём.
  2. Цель — отсутствие страдания. Очевидно, что это возможно, если избавиться от «чувства моё» и от «чувства я». Для этого нужно оставить все цели, личные мотивы и усилия. Личность обнулится (вопрос желаний отпадёт, потому что цели и желания и сформировали личность). Это будет жизнь в Потоке. Ещё это имеет название «материнского аспекта жизни», когда жизнь подобно любящей матери заботится о самосохранении человека. Человек, живя в потоке, живёт творчески или интуитивно, без конкретных целей, образа действий и образа себя, представлений о себе. В некоторых учениях это называется — спонтанная жизнь. Этот второй способ как отдельно взятое направление порой подходит для людей, имеющих сложность с темой Бога. Есть для них такая возможность, такое направление жизни. Это не даёт полного избавления от страдния, но в существенной их части. Не даёт полного избавления от страдания, так как такое состояние обнуления не длится вечно, далее человек всё равно, рано или поздно, либо откатится назад в материальную жизнь, либо сталкнётся с вопросом о смысле и цели своей жизни. Встаёт вопрос служения и предназанчения. А это вводит в измерение Творца, того, кто собственно к служению и призывает как к одной из возможных альтернатив жизни.

 

Часто людям, достигшим состояния Потока, лишь кажется что вопрос о смысле и предназначении снят. Другая часть людей живущих в Потоке, лишь фантазируют или верят в то что в нём находятся, а на самом деле активно зарабатывают деньги или служат другим людям, бессознательно или сознательно ожидая что-то для себя взамен. То есть этап отпускания целей не пройден. Или пройден, но материльная жизнь снова завладела человеком. Материальня жизнь имеет власть и силу. Правда, силу эту мудрецы называют иллюзорной. То есть сила то есть, но смыла в ней для человека нет. Если человек это понимает, то такая сила его не берёт, не уводит за собой. Поэтому силу эту называют иллюзорной, не настоящей, по сути, пустой.

 

Остальные варианты или направления жизни представляют собой как раз действие такой иллюзорной силы. Представляют собой зависимость от объектов, что очевидным образом ведёт к страданию. Поэтому такое, условно, третье направление жизни называют материальной жизнью, то есть обратной от духовной. Жизнью, зависимой от материального и от его привлекательных объектов. Это когда объект становится целью и ловит человека как рыбу на крючёк. (Это красочно показано в российском сериале «Топи» 2021 г.). Сила мира материальных обектов в том и заключается, что человеку кажется, что он будет счастлив, если в его жизни будет что-то желаемое, а не желаемого — не будет. Поэтому Будда в своё время называл причину страдания в желаниях. Но проблема, конечно, не в самих желаниях и не в самих объектах, а проблема в том, что сам человек пытается определять для себя чего желать. Поэтому чтобы выйти из тупика желаний и существует в человеческой мудрости два приведённых выше правильных (то есть не иллюзорных, не тупиковых) направления жизни. 

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

Определения некоторых ключевых терминов:

 

«Архаика» — это и причинное тело, и коллективное бессознательное, и Оно, и «Я-Идеальное», то есть всё то, что влияет на человека изнутри, из внутреннего мира, по разному называемое в разных школах знания о человеке. Это всё тёмное и всё светлое.

 

«Я-Идеальное» — относится к возможности прямой идентификации по отношению к любому объекту. «Я-Идеальное» — вид идентификации не являющейся производной от других видов идентификаций. Это идентификация с родителями предисторического характера. Такая идентификация возможно тогда, когда психика плода теряет плаценту (приток через кровь материала Оно от матери прерывается в момент родов). И тогда когда человек теряет значимый объект, то он с этим утраченным идентифицируется. Этот потерянный объект служит идентификацией.

 

«Оно». Доисторические родители, объединяющие всех предков — это Фрейд определял как Оно. Оно состоит из предистории я, которая наследуется. Это опыт предыдущих поколений. Оно — это контейнер места пребывания опыта я. В Оно содержится опыт всех предыдущих поколений. И я, с точки зрения психоанализа, должно брать оттуда свои идентификации и пути развития.

 

» Сверх-я» («Супер-эго»). Его корень — это реактивное образование от «Я-Идеального». Образуется «Сверх-я» далее во многом при помощи отца, выставляющего запреты на вещи, угодные «Я-Идеальному». Сверх-я состоит из своего корня и собственно Сверх-я, где последнее является выжимкой из Сверх-я самих родителей ребёнка. Над этими двумя слоями лежат ещё два слоя в виде морального сознания и самонаблюдения. Основная прооблема у людей с первыми двумя слоями.

 

«Идеал Я» — образуется через отношения с обьектами (с людьми) и его следует отличать от понятия «Я-Идеального». Это не одно и то же. Идеал я — это идеалы и цели, которые появляются у человека в результате перехода от фиксации на себе (нарциссизма) на важность и ценность отношений с другими людьми. В психоанализе — это называется переводом нарциссического либидо в объектное либидо. Если этого не происходит то возникают и болезни и проблемы крайний вид которых — это меланхолия и рак (можно поситать статью об этом «Рак и «Я-Идеальное» («Идеальное Я»))

 

Мать, прошедшая «Эдип» («эдипов комплекс и его преодоление» — процесс качественного психологического отделения от родителей) и являющаяся качественной функциональной матерью, признающая власть отца как Отца и преодолевшая в себе самой власть и силу собственного «Я-Идеального» через опору на архетип Отца и архетип Матери, даёт ребёнку после рождения хорошую нарциссическую подпитку взамен утраченному контакту в утробе с «Я-Идеальным». Долг реализовать «Я идеальное» остаётся на ребёнке. И либо мать помогает в этом либо препятствует. Препятствие выражается в зависимости от матери, и от силы и влияния «Я-Идеального» во взрослой жизни.

 

 

СТРАХ, ТРЕВОГА И СЧАСТЬЕ. Лечение осознанностью и психотерапией тревоги, панических атак (ПА), тревожного и панического расстройства (ПР), ВСД

 

 

Выводы

 

ПА (Панические атаки) в контекте данных выше психоаналитических определений — это инцестуозные отношения с матерью на уровне «Я-Идеального» и «Идеала я». Фигура, образ, архетип отца (Отца) — плохо прорисована в психическом пространстве личности. Мать словно сильнее отца не правильным для себя образом (не через правильные (читай: ресурсные) опоры). И человек зависим от неё, пытаясь то слиться (что невозможно и вызывает приступы тревоги и паники (бессознательная вина)), то отделиться, что вызывает приступы тревоги и паники (бессознательная вина). То есть осуществляется бессознательная попытка быть вместе с матерью, в том числе, через попытку соответствовать «Идеалу я» матери (предполагаемому идеальному образу себя в глазах матери) и соответсвовать своему «Идеалу я» (которое образовалось в процессе отношений с другими). Но инцест (слияние, возвращение в лоно матери) запрещён в природе людей и это вызывает вину, которая не осознаётся, но проявляется как тревога. Естественно отношения с матерью переносятся на других людей и обьекты, среду, группу. И человек не может выйти из силков зависимости, не может дать волю своим желаниям, своему «Я-Идеальному», боясь предать мать (или тех и то, на что и кого отношения с матерью перенесены) и вместе с этим испытывая чувство вины, которое не осознаётся, но переживается как тревога. Вина возникает пред карающей силой Сверх-я, которое уродливо, так как в нём нет присутствия отца, выжимки из отношений с отцом, где отец в семье значимая фигура с весом его слова (но что возможно при правильных его опорах, то есть не на насилие, устрашение, манипулирование и др. иллюзорные силы). Если же сама мать сильна и не уступает отцу в подчинение общей объединяющих их цели, цели придающей смысл их жизни и их отношениям, то в этом случае и говорится о том, что сама мать не прошла эдип, то есть не отделилась правильным образом от своих собственных родителей и поэтому не может правильным образом помочь ребёнку справиться с тенденциями недр Архаики и помочь не может отделиться от себя. В её бессознательном нет правильного контакта с Матерью-Природой, которая сохраняет жизнь и нет контакта с Отцом как архетипом Бога.

 

Сама паническая атака выступает как сигнал о наличии внутреннего конфликта (на уровне внутренних психических инстанций) и вместе с этим паническая атака — это компромиссное временное решение (чтобы ничего не делать и внутренний конфликт не решать) в виде психосоматического пути (вместо пути ментализации). Это путь переключения с ментализации, с конфликта с другими на что-то другое, в данном случае путь найден как психосоматический в виде проявления вегетативной системы. В других случаях для таких же ситуаций по решению внутренних конфликтов (но у других личностных структур) — это может быть болезнь или отыгрывание в поведении. Об этих разных путях компромисного временного решения проблем — о пути ментализации, пути соматизации, поведенческом пути, отыгрывании, вкладывании, контейнироавнии и др. путях решения внутренних конфликтов в зависимости от структуры личности и характера (типа личности) рассказано по тексту ещё одной статьи, посвещённой тревоге как симптому и сигналу

 

ПА (Панические атаки) в контексте интегрального или интегрированного (но не как школы интегральной или интегрированной психологии, а просто в контексте целостного интегрированнного подхода, то есть сочетания нескольких школ глубинной психологии и психотерапии) — это сигнал о том, что в том, что человек делает (чем занят, чему служит) нет подлинной опоры, а значит и правильного ресурса (читай: ресурса, не ведущего к будущим проблемам).

 

© Потеенко Юрий Владиславович 

 

В оформлении статьи использованы картины художников:  Agostino Arrivabene (Агостино Арривабене) — все, кроме (1) Грейс Дарко «Иное» и последние шесть — Sylar113

 

® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.