Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

Каков характер человека, каков тип его личности — таковы и типы его проблем. Психотерапия личности, психотерапия психопатологий личности, психоанализ личностных расстройств, психотерапия психических расстройств и изменение характера любого (условно здорового) человека основаны на характероанализе.

 

Модель (характерологическая и представленная ниже в табице, разработанной Johnson S и дополненной нами для выявления соответствий с типами характера клинического психиатрического подхода классификации акцентуаций), которой пользуется в настоящее время многие опытные психотерапевты при психотерапии характера, — это модель анализа характера, в равной степени делающая акцент на действие архаических инстинктивных импульсов, таких как сексуальность или агрессия, и на реакцию окружения на эти индивидуальные импульсы и потребности. И, что более важно, теория также показывает, что ведущие черты характера и, как их результат, психопатология — есть производная личностных стереотипных ответов на естественную органическую реакцию на фрустрацию инстинктивных потребностей человека, вызванную окружением. Таким образом, в значительной степени то, что представляет собой характер и что вызывает психопатологию, рассматривается в категориях сложной реакции личностей на фрустрацию, вызванную средой. Конфликт носит интерперсональный характер, но основывается на том, что в человеке врожденное.

 

Человек нуждается в отношения, нуждается в развитии (в развитии понимания важности отношений и в развитии себя через отношения равно как и в развитие себя вне отношений) и нуждается в опоре на что-то важное для себя, на отношения с чем-то важным для себя. Человек — существо ведомое, человек строит отношения с объектами, с другими и, в конечном итоге, созревая, строит отношения с жизнью, с Целым, с Богом, то есть с тем, чем является жизнь для него.

 

Человек, задаваясь вопросами о жизни и о своём месте в ней, через эти вопросы, обращённые к себе (в первую очередь) развивается и приходит в такую точку здорового функционирования, когда умеет задаваться правильными вопросами. Здоровая личность не только задаётся вопросами, но и получает на них ответы, которые не уводят от реальности.

 

Человек,  воспитываясь родителями, испытывает очень сильное, исходящее от них влияние. А в раннем возрасте и ощущение своего я (Self) и психический аппарат у ребёнка слабо развиты, чтобы правильно реагировать. Многие вещи в раннем детстве вытесняются в бессознательное и влияют оттуда в виде паттернов поведения на жизнь, а некоторые вещи изолируются в бессознательном и всплывают лишь в зрелом возрасте при стрессах, при становлении себя, при поиске своего места и при построении парных отношений, далее при рождении детей и при вопросах, связанных с тревогой за жизнь, с тревогой о цели и смысле своей жизни.

 

И изнутри также действуют в нём (во взрослеющем ребёнке) силы, причинность которых уходит как в аутентичное потенциальное начало человека (на базе его ощущения себя (Self)), которое может быть так и не раскрыто в течении всей жизни из-за скованности детскими психотравмами, о чём нами рассказывалость подробно в статье «Мир человеческий и мир психотравм», так и причинность может уходить в «скелеты в шкафу» у самой семейной системы, в которой живёт человек, то есть многие вещи передаются по наследству. Но передаются они по определённым законам, которым человек может следовать, а может и не следовать, если правильно понимает урок семейной системы. То есть, если осознанно подходит к феноменам «вкладывания» и «трансгенерационной передачи» и правильным образом выходит из испытания, лёгшего на спину рода (каких то членов рода, которые с этим не справились и теперь болеет вся семейная система). Также, при осознанном подходе к мотивации, которая двигает человека по жизни, можно не быть контейнером для вкладывания в себя чужой судьбы по роду. Каждый такой случай имеет свои нюансы и лучше с этими вопросами разбираться не самостоятельно, а через работу с психотерапевтом. Есть достаточно много вещей переносимых через отношения с родителями. Подробно на примерах из практике многи вещи и феномены разобраны в статье «Проблема переноса отношений с родителями на жизнь, на других людей, в паре и на другие объекты»

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

В итоге, наблюдая за жизнью людей, можно утверждать, что проблемы в личности и проблемы у личности связаны с ранним детским опытом. Более того, можно даже видеть, что каковы проблемы у личности, такова и личность. На этом основаны существующие классификации типов личности и типов патологий личности. Только классификации могут по разному объяснять причинность и поэтому по разному лечить, психотерапевтировать. Например психиатрическая классификация даёт интересные наблюдения о деталях личностного функционирования, но объясняет причинность возникновения этих деталей эндогенными и генетическими факторами, что является на сегодняшний день развития психотерапии однобоким и не полным представлением. А ведь на этом классическом психиатрическом предстваленнии работает целая лекарственная империя. Эту неполноту представлений психиатрии заполнили исследования классичестких и современных аналитиков (психоаналитиков, юнгианских аналитиков, экзистенциальных аналитиков и психотерапевтов психодинамически- и психоаналитически- ориентированных). Психотерапия личности или психотерапия характера (в нашем изложении и согласно сводной таблице классификации личностных нарушений, преставленной ниже по тексту) основана на синтезе представлений всех существующих школ.

 

Психотерапия личности или психотерапия характера вносит четыре важных понятия: «самообъективность», «Self», «Self-объект, «сепарация-индивидуация».

 

Самообъективность (agency; Stern, 1985) — постепенно, в течение первых нескольких месяцев жизни развивающиеся у ребенка чувство, что он является автором собственных действий. По мнению Stern она складывается их трех элементов: ощущения силы собственной воли, которое, по его мнению, появляется на втором месяце жизни; проприоцептивной сопряженности, существующей с рождения; и умение предвидеть последствия, которое, согласно его концепции, развивается постепенно на протяжении первых нескольких лет жизни.

 

Self-объект (selfobject; Kohut, 1984) — понятие, напоминающее концепцию Stern (1985), касающуюся другой личности, регулирующей self, но определяемое Kohut, как внутренняя репрезентация этой персоны, применяемая личностью для сохранения внутренней целостности и чувства идентичности. На практике Kohut часто использовал это определение для обозначения настоящих внешних объектов. Но суть этой концепции заключается в их функции по поддержанию и дифференцированию self — отсюда self-объект.

 

Сепарация — индивидуация (separation — individuation; Mahler и другие, 1975) относится ко всему процессу развития, который включает в себя этапы различения, упражнения, нового сближения и, наконец, — соответствующей сепарации — индивидуа-ции. В оптимальном варианте в ходе сепарации — индивидуации ребенок обретает свою настоящую идентичность, способность не зависимо от состояния своих потребностей (постоянство объекта).

 

Self — ощущение себя. По-сути, Self — это ответ на вопрос «Кто я?»

 

Современный экзистенциальный анализ и современные (они же просто хорошо забытые классические) духовно-ориентированные подходы дополняют понимание Self  идеей о том, что ядро человека находится вне человека. Ум как мозг — явлется словно жёстким диском. Если психический аппарат человека плохо развит или фрагментирован, то человек испытывает ряд трудностей. Но при этом его ядро не находится в голове, в уме, в теле. Этот факт давно был известен как в Индии и Тибете, так и на Западе, но в меньшей степени, так как Запад пошёл по материалистичскому пути развития. Но мы знаем к чему последнее привело — к сопротивлению самой Природы такому отношению к себе, когда человек решил почувствовать себя господином во Вселенной, хозяином Земли (недавняя история с коронавирусом тому серьёзный пример).

 

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

Вернёмся к исследованию начала развития личности человека, которое происходит в матрице отношений мать — ребёнок — отец.

 

Сформулированные психоаналитиком школы анализа Self (психология самости) H. Kohut (1971) понятия архаического «перенесения» в виде «слияния», «отражения» или «идеализации» предлагают полезные примеры повторяемого процесса созревания личности человека.

 

В то время, как с одной стороны это поведение перенесения по Kohut являются типичными проявлениями нарушений личности нарциссического характера, с другой — представляют для него главные составные элементы его концепции развития self. Он принимает, что потребность в этого рода отношениях с self-объектом сохраняется на протяжении всей жизни, но поскольку личность психически созревает, то и потребности self также созревают — так происходит с индивидуальной потребностью в других людях и идеалах, которым мы могли бы отдать наше уважение, с отношениями с людьми, которые похожи на нас и которые могли бы нами восхищаться и т.д. Терапия, выведенная из такого развитийного подхода будет репаративна, но не регрессивна.

 

Согласно современных теорий личность и психопатология принимают форму особых констеляций, являющихся следствием интеракции между объемными, но законченными инстинктивными потребностями личности и способностью или неспособностью окружения дать на них соответствующий ответ. Эти инстинктивные потребности значительно выходят за рамки оральной, анальной и фаллической внутренней прессии, выделенной Фрейдом, и охватывают хорошо исследованную младенческую потребность привязанности и уз, проявляемую по отношению к основному опекуну (напр. Bowlby, 1968); детскую потребность индивидуации через исследование среды, самостоятельно детерминируемую активность и построение психических границ (например, Mahler, 1968); потребность самостоятельно формируемой экспрессии (напр. Kohut, 1971, 1977, Lowen, 1958, 1983) и потребность гармоничных отношений self — другие (напр. Kohut, 1971, Stern, 1985). В этой теоретической конструкции природа личности и психопатологии кроме того в значительной степени определяется типом фрустрации, с которым она имеет дело в интерперсональных отношениях, пытаясь удовлетворить многие из этих потребностей. Личность и психопатология далее определяются естественной, инстинктивной реакцией на фрустрацию представляемых потребностей и методами, которые применяет личность для того, чтобы с этим справиться, приспособления или подавления этих естественных реакций. Выбор механизмов приспособления еще дополнительно детерминируется диапазоном структурных умений, доступных на ее уровне развития в момент переживания фрустрации и — в равной степени — диапазоном возможностей, являющихся результатом моделирования и акцептации со стороны интерперсонального окружения. Именно эта игра между инстинктивными потребностями и влияниями интерперсонального окружения образует по настоящему связанную теорию.

 

Теоретики анализа характера (напр. Levy, Bleecker, 1975) линейным образом представили развитие характера в виде пяти этапов:

 

1)  Самоутверждение — есть начальная экспрессия инстинктивных потребностей.

 

2) Негативный ответ среды — блокировка или фрустрация этих потребностей социальным окружением.

 

3) Органическая реакция — естественный, внутренне побужденный ответ на фрустрацию, вызванную окружением — обычно это переживание и экспрессия интенсивных негативных чувств, чаще всего злости, ужаса и сожаления об утрате.

 

Эти три начальных этапа на первый взгляд продвигают развитие вперед. Характер же формируется в последних фазах.

 

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

4) Четвертый этап был определен названием самоотрицания. Это более изысканная форма обращения против собственного self, основанная на индивидуальной имитации социальной среды в его блокировке экспрессии естественных инстинктивных импульсов, а также блокировке инстинктивных реакций на эту блокаду. Именно эта идентификация со средой обращает личность против ее самой, приводит к интернализации блокады экспрессии self и создает психопатологию. Таков источник внутреннего конфликта, который может оказывать давление в течение всей жизни, конфликта между непокорными инстинктивными потребностями и реакциями с одной и интернализованной блокадой этих потребностей и реакций с другой стороны.

 

Вильгельм Райх, Александр Лоуэн и другие терапевты биоэнергетической ориентации подчеркивают факт, что блокировка самоэкспрессии имеет свое буквальное отражение в теле, проявляющееся хроническим мышечным напряжением, которое может привести к нарушениям осанки. Настоящей целью такой блокады или самоотрицания было предохранение от переживания боли и фрустрации, связанных с переживание блокады окружения. Поскольку эта задача продолжает выполняться, очень сложно вызвать какое-либо изменение. Блокада на уровне тела — это просто органический метод вытеснения из сознания настоящих потребностей и неприятных реакций на фрустрацию. Более того, телесные блокады позволяют избежать нежелательного страха быть опять чувствительным и застраховаться от риска вновь получить травму.

 

Позиция Fairbairn (1974) кажется в этом вполне цельной, но еще дополнительно расширенной. Поэтому эта настоящая органическая самоэкспрессия (инстинкты, импульсы либидо и т.д.) направлена на поиск объекта. Если объекты (другие) вызывали фрустрацию или блокировку, то личность осуществляла их интер-нализацию, а затем воспроизводила неосознанно. Таким образом, настоящие импульсы, характеризуемые Fairbairn как индивидуальные, «агрессивные» реакции на фрустрацию, также оказываются сведены в бессознательное. Что во взглядах Fairbairn нового? Это акценты на созданные таким путем неосознанные и стойкие отношения с объектом, отвечающие за статический характер психопатологии и сопротивление личности новым отношениям, обучению и переменам. Изменение отвергается не только потому, что могло бы вызвать воспроизведение «плохих объектов» и направленных против них подавленных импульсов — не принимаемого психического состояния, который запускает механизм репрессий — но также ввиду индивидуальной привязанности к этим объектам, как интернализованным(*). «Именно эта детская потребность в родителях, какими бы плохими они не казались, является фактором, вынуждающим ребенка к интернализации плохих объектов; по причине же, что эта потребность остается связанной с ними в бессознательном, ребенок не в состоянии первым сделать шаг к расставанию с родителями» (Fairbairn, 1974, s.68). 

 

(*) Интернализация (internalization) — процесс, длящийся всю жизнь, в котором личность перенимает и усваивает какие-то черты значимых для нее объектов, вначале через имитацию, затем —  когда созревает — через интеракцию, и наконец — через идентификацию. В этом процессе регуляция, которая поначалу осуществлялась в форме интеракции с внешним миром, замещается внутренней регуляцией. Интернализация предполагает активные процессы ассимиляции и аккомодации, за счет которых то, что относилось ко внешнему миру, становится собственным.  

 

Интроекция (introjection; Rycroft, 1973) — процесс, в ходе которого ребенок присваивает себе взгляды родителей в форме копий. Таким образом в умственных образах родителей ребенок также перенимает функции родителей. В аналитической литературе интроекция обычно рассматривается как относительно более примитивная форма интернализации — атрибут других людей здесь перенимаются более или менее статично, целостно и не так эффективно приживаются в собственность. Другое определение этого примитивного процесса — «инкорпорация». Некоторые авторы (Johnson S.) используют сводное понятие «инкорпоративная интроекция».

 

Идентификация (identification) — процесс интернализации аспектов другой личности с целью создания психической структуры. Ребенок начинает идентифицировать себя с матерью на первом месяце жизни. Результаты этого влияют на формирование эго и суперэго. В дальнейшем это дополняется за счет идентификации с отцом, которая позволяет дополнить формирующееся эго и супер-эго. Идентификация может, но не должна, включать в себя процессы ассимиляции и аккомодации, в которых то, что принадлежит другому человеку, делается собственным.

 

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

Течение реки

 

Чувство вины по поводу отделения (separation guilt, Weiss, Sampson, 1986) испытываемое ребенком чувство вины, вызванное убеждением, что его отделение от родителей (или каких-то других значимых фигур) будет разрушительно влиять на них, и на отношения с ними.

 

Иначе говоря, процесс самоотрицания в каждом случае имеет свое более широкое отношение и является неповторимым образом персонифицирован. Такая конструкция, выявляющая конфликт в self и объясняющая патологию и сопротивление через категории, например, интернализованного объекта, который подавляет «либидо»-экспрессию, клинически очень полезна. Большая часть терапии основана на процессах, которые способствуют введению в сознание и актуализации этого расщепления в self, а также воспроизведению внутренних отношений.

 

5) Пятый и последний этап в этой последовательности был назван процессом адаптации, а в сущности заключается он в выявлении того, что лучшее из предпринятых перед этим шагов. Он включает в себя много компромиссов, в которых делается попытка разрешить неразрешимый конфликт. Аналогичными понятиями Салливена была «операция безопасности», а у Винникотта «фальшивое я». В этой концепции незрелый, например, нарциссический человек, не имея возможности получить соответствующее одобрение от своих опекунов с помощью своей естественной экспрессии, будет идентифицироваться с таким образом себя самого, какой будет им нужен для собственных целей, и сделает все, что в его силах, чтобы жить по этому образу. Таким образом он по крайней мере получает внешнюю иллюзию так необходимого ему отражающего согласования. Одновременно он может избежать воспроизведения болезненных нарциссических травм, возникающих в результате настоящей экспрессии self. В такой степени, в какой он будет способен жить согласно с ожиданиями окружения, компромисс словно проверяет, и частично объясняет, почему делающая успехи нарциссическая личность так сопротивляется изменениям.

 

Процесс самоотрицания определяет, от чего личность должна отречься или что должна подавить. Процесс адаптации отвечает за то, что она должна преувеличить. То, какая часть настоящего self личности подвергается подавлению, а какая преувеличению, точно определяет характер — так, как мы его здесь понимаем. Психопатологию мы можем наблюдать как в подавлении, так и в преувеличении, а еще чаще в естественной склонности личности к такого рода привычной, неестественной адаптации, цель которой состоит в избегании боли в процессе контактов.

 

Разнообразные основные формы психопатологии, складываются в определенный постоянный спектр. Главное измерение этого спектра касается структурного (часто называемого эго) функционирования личности. Некоторые фундаментальные, отвечающие за формирование характера, проблемы могут быть представлены путем соотнесения с этим спектром.

 

Как есть высокий, средний и низкий уровень функционирования личностей типа borderline, а также личностей нарциссического типа, также подобное разграничение можно использовать в других характерологических случаях. Так как все характерологические категории являются отражением экзистенциальных проблем, то используемые понятийные категории должны отражать степень психических и поведенческих отклонений, проявляющихся по отношению к данной проблеме. Люди становятся более понятными в отношениях именно к этим экзистенциальным проблемам, одновременно различая, что они могут оперировать на различных уровнях структурной интеграции, в зависимости от того, с которым из них они имеют дело. Например, личность, которая обычно функционирует на высоком уровне интеграции, как только начнет замечать угрозу собственной безопасности, чувству собственного достоинства, возможность быть брошенной другим человеком и т.п., может в большей или меньшей степени подвергаться дезинтеграции и регрессу. Эта концепция припоминает предложение Gedo и Goldberg (1973), которые полагали, что различные психоаналитические модели разума являются ключевыми для понимания различных типов психопатологического функционирования.

 

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

Таблица 1. дает настолько широкое представление об этом взгляде, насколько можно это было сделать в графической форме. Каждая характерологическая проблема приурочена к одному из трех периодов развития, выделяемых теорией и исследованиями развития: привязанность — узы, развитие self и другие, развитие self в системе. Далее представлена вкратце часть характерологических проблем и соответствующая им экспрессия в поведении и отношениях. С правой стороны таблицы континуум структурного развития отражен в виде трех значимых пунктов, появляющихся на его линии. Они представляют: нарушение личности, невроз характера и стиль характера. Континуум отражает уменьшающуюся степень нарушений в структурном (то есть эго) функционировании, особенно по отношению к отвечающим ему характерологическим проблемам. Например, в шизоидной проблеме (безопасность) вполне конституированное шизоидное нарушение личности будет характеризоваться весьма низким уровнем структурного развития и высокой степенью нарушения в функционировании, особенно касающемся таких проблем, как социальное отчуждение, безопасность и плавная эмоциональная регуляция с тенденцией к крайне чрезмерному использованию диссоциации и отчуждения для защиты от опасности привязанности. Шизоидное нарушение личности и функциональные психозы, ввиду того, что выявляют серьезную недоразвитость в функционировании эго, особенно в вышеупомянутых проблемных сферах, также могли бы быть отнесены к этой категории нарушений характера.

 

Все нарушения личности характеризуются чрезвычайно низким уровнем толерантности и трудностями с контролированием какой бы то ни было интенсификации многих эмоциональных состояний, таких как: беспокойство, фрустрация, сожаление об утрате, любовь или чувство близости и т.д. В ответ на такие трудности с преодолением эмоционального напряжения люди с нарушениями личности прибегают к помощи основного защитного механизма, которым является расщепление. У шизоидной личности это расщепление может произойти на самом общем и примитивном уровне в виде отделения от текущих переживаний в совершенно измененном состоянии сознания. Так может происходить и в нарциссических или симбиотических нарушениях личности, где расщепление будет принимать более специфическую форму отделения от других или собственного self. Оно заключается в принятии, сохранении только одной, как правило, крайней точки зрения на других людей, собственное self или на саму жизнь. Восприятие явлений как разделенных или же в виде крайних противоречий позволяет обезопасить себя от стресса выработки более зрелого, взвешенного подхода и интегрированного понимания и восприятия вещей такими, какие они есть. Таким образом, человек с нарушениями личности может идеализировать или обесценивать других людей, а себя считать омнипотентным (всемогущим) или ничего не стоящим. Более того, он может неустанно колебаться между этими двумя крайними взглядами.

 

Проекция — следующий популярная защита, сопутствующая нарушениям личности. В этом случае не поддающиеся овладению эмоции переносятся на других, благодаря чему они становятся как бы не переживаемыми лично. Другой распространенной защитой является слияние с другими людьми. Чувство комфорта, ощущаемое благодаря иллюзии единства может поддерживаться так долго, пока представляется возможным сохранение самой иллюзии и пока не проявляется равноправно применение слияния и проекции. В этом втором случае проецируемые чувства становятся еще более угрожающими и требуют дополнительной защиты, поскольку человек впоследствии идентифицируется с ними, иногда до такой степени, что начинает видеть в них то, что они направлены против собственного self. Это называется проективной идентификацией. Если начнется такой процесс, то человек будет посвящать себя действиям, защищающим его от мнимых опасностей, часто доходя до такой степени контроля и провоцирования окружения, что действительно вызывает проецируемые самим собой реакции.

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

Стекло и травы

 

ТАБЛИЦА 1

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Период развития

 Характер Проблема

Характерологи-ческая экспрессия

Континуум:   структурно развитийное и диагнозы нарушения характера — невроз характера — стиль характера

 

Привязанность

Шизоидный

(безопасность)

Другие источники неприятных переживаний (в отл. от остальных рассматриваемых характеров)       Диссоциация,        отчуждение.   Поляризация   присутствие — отсутствие

Шизоидное — Избегающая — Шизотипное — Функциональные психозы

 

[вкл. Шизоидное личностное расстройство, шизоидная личность, аутистичный характер, замкнуто-углублённый тип]

  Оральный (потребности)

Потребности, вытесняемые 

 

или

 

слишком большие, чтобы быть удовлетворен-ными

Зависимость

от

других или превозношение других ценой собственного self.

 

Поляризация: поиски зависимого превозношения — предоставление зависимого    превозношения

Зависимый — Компенсаторно зависимая

 

[Синтонный тип характера]

Развитие self

и другие

Симбиотический   — (границы self) Идентичность,   обнаруживаемая в   других, а не в   собственном self

Слияние решает о чужой  экспрессии.

 

Истинное self вызывает чувство вины.

 

Поляризация: автономия — вовлеченность

Borderline — Зависимая —

 

[вкл.: Психастеник, психастенический тип акцентуации]

  Нарциссический

Идентичность, находимая в фальшивом self,

a не в

укрепленном 

истинном

self

Попытки    поддержания величественного self.

 

Поляризация:    никчемность —     величественность

Нарциссическая —
 

Мазохистский

— (свобода)

Контроль над инициативной self,    подчиненный    чрезмерно пре-увеличенным другим

Подчинение, вызывание чувства вины, пассивная агрессия, 

 

жалость  к себе

 

Поляризация: контролируемый — контролирующий

Аутодеструктивная 

 —

Развитие self

в системе

Эдипов (любовь — секс) Недоразвитость, а часто — расщепление сексуальных   импульсов и чувств любви.

Вытеснение либо преувеличение сексуальности,  соперничества и любви.

 

Поляризация: сексуальный — асексуальный.

Обсессивно — компульсивная —

Истрионическая — Смешанная —

 

[вкл. 

Эпилептоид/

Истероид]

Примечания (к таблице 1): Психоаналитически-развитийная психология, психология эго (Hartmann, A. Freud), объектные отношения (Mahler, Masterson, Kernberg, Stern, Winnicott, Fairbain), психология self (Kohut, Gedo Goldberg), анализ характера (Reich, Lowen, Horowitz, Shapiro). В квадратных скобках: психиатрическая классификация типов личностных расстройств, типов личности и их акцентуаций.

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

Поскольку во всех нарушениях личности проявляется такая основная, примитивная или незрелая структура, которую Kernberg (1967) назвал организацией личности типа borderline, постольку отдельные стили характера определяют те специфические проблемы, которые с наибольшей вероятностью станут предметом расщепления, проекции, слияния, проективной идентификации и т.д., а также форму соответствующей им экспрессии.

 

Наряду с защитной структурой нарушению личности часто сопутствует недоразвитость в интериоризации ценностей и развитии сознания. Проявлением этого с одной стороны может быть отсутствие или по крайней мере частичное недоразвитие чувства вины, а с другой присутствие преувеличенной и садистской склонности к наказанию себя за выдуманные или реальные провинности.

 

Наконец, нарушения личности часто ассоциируются с чрезвычайно сложной историей межличностных отношений, начиная с периода детства и до поздней старости. Связи, особенно интимного характера, могут отсутствовать, быть сильно ограниченными или же хронически нарушенными. С точки зрения теории объектных отношений все отношения становятся воспроизведением их оригинального образца, прежде всего отвечающего за проблемы. До тех пор, пока интернализованные репрезентации других и собственного self не будут исправлены и пока не будет достигнута зрелость защитных механизмов и стратегии решения проблем, будущее всегда будет повторением прошлого.

 

Именно поэтому целью терапии и любой программы развития для людей с нарушениями личности должны быть созревание и интеграция. Понимание, катарсис, изменение познавательных и поведенческих структур — какой пример не приводи — все будет неадекватно, пока базовые внутренние структуры не будут зрелыми, а поляризация, детерминирующая стиль характера, не будет подвергнута вторичной интеграции.

 

На промежуточном этапе структурного развития в случае шизоидной проблемы можно с большей вероятностью распознать поведение, напоминающее личность избегающую (с тенденцией к избеганию межличностных контактов). Здесь мы имеем дело с чрезмерным социальным отчуждением, служащим в качестве защиты, и с определенным познавательным и чувственным (эмоциональным) расщеплением, особенно в условиях сильного давления со стороны окружения. Однако не выявлено более серьезных нарушений личностной структуры, особенно вне главной области проблем для этой характерологической категории. Тем, что определяет приближенные к центру шкалы неврозы характера, является долго сохраняющийся и уничтожающий жизнь внутренний конфликт, который обусловливает поведение, называемое невротическим. Как пишет Shapiro (1989): «Невротичная личность или характер […], это такая, которая обращается против себя самой; она реагирует наоборот на некоторые из своих тенденций. Это личность, вовлеченная в конфликт». Личность избегающую отличает от шизоидной потребность быть с другими людьми, однако наполненная страхом. Страх вызывает именно тенденция к противительному реагированию, но само избегание интерперсональных контактов способствует отсутствию чувства удовлетворения. Разделенная таким образом в ходе внутренней борьбы личность может затем создавать подробно доработанные компромиссные решения, имеющие целью адаптацию противоречивых тенденций, что неизменно влечет за собой невротические последствия.

 

Каждый раз, когда характерологическая адаптация приобретает невротические черты, можно наблюдать доминирующую роль защиты, заключающейся в подавлении того, что вызывает конфликт. Терапия невротического характера вращается в значительной мере вокруг открытия и разрешения неосознанного конфликта и отречения от до сих пор существовавших компромиссных решений. Эти решения, зачастую явно невротические и саморазрушающие, служат примирению обеих конфликтующих сторон, но вместе с тем все же тормозят развитие личности, которая их выбрала. В случае невротического характера большую роль играет чувство вины, особенно неосознанное. С этой точки зрения его структура ценностей решительно лучше интериоризована и последовательно определяет поведение личности на протяжении более длительного времени.

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

Там, где личность с нарушением имеет проблемы с толерантностью или противостоянием эмоциональному напряжению, невротический характер может применить более зрелую защиту, позволяющую сдерживать противоречивые чувства длительное время. Однако такой человек часто бывает перегруженным и лишенным контакта с силами, которые определяют его поведение. Такого типа сдерживание эмоций может отравлять жизнь личности, приводя ее к классическим невротическим проявлениям, вызывающим страдания в соматической, бихевиоральной, познавательной и чувственной сферах ее функционирования. Психосоматические болезни, навязчивые состояния и депрессии — это распространенные проявления этого факта.

 

В предлагаемом таблицей подходе конфликты, которые могут быть явственными и очевидными в случае нарушения личности, также присутствуют в невротическом характере. Однако они обычно бывают вытеснены на уровень подсознания и удерживаются там с помощью более зрелых, отточенных защитных механизмов. Задача в этой ситуации, вместо созревания и интеграции, будет скорее состоять в выявлении и разрешении этого неосознаваемого конфликта. Естественным результатом такого процесса будет отход от существовавших до сих пор компромиссных решений невротического характера.

 

В категории, названной «стилем характера», выступает более четкое осознание того, что в личности вызывает дискомфорт и конфликт, относительный недостаток симптомов и более серьезная поддержка в виде стратегий преодоления и адаптации к проблемным ситуациям. Нет смысла ожидать, что человеческая жизнь будет свободна от конфликтов и дискомфорта, но возможно использование недеструктивных механизмов защиты, осознанность и стремление к постижению более высокого уровня мудрости. Последний, конечный пункт структурного континуума функционирования может быть недостижим, но последовательное стремление к нему возможно.

 

При контакте, например, с шизоидным стилем личности даже опытный клиницист может встретиться с трудностями при идентификации личностной категории — так хорошо функционируют механизмы адаптации и защиты. После более пристального изучения всех уровней функционирования можно вычленить некоторые стойкие проблемы, концентрирующиеся вокруг вопросов безопасности, чувствительности в социальных отношениях и оптимизации контактов с другими. Однако такой человек в областях близких, интимных связей, на работе, в общественной жизни и т.д. будет проявлять относительную устойчивость.

 

Важно также помнить, что мы здесь имеем дело с многомерной моделью, а не с такой, которая основана на однозначно определенных категориях. Также, как лучшим способом понять любого человека является взгляд на него через призму взаимосвязанных характерологических проблем, лучше использовать для его познания смешанную модель структурного функционирования. Имея дело со своей ключевой проблемой, находясь под давлением крайне стрессовой ситуации или же пользуясь лишь минимальной поддержкой со стороны других, он будет, к примеру, функционировать на уровне личностных нарушений. В более благоприятных условиях лучше всего можно будет его понять, увидев в нем человека, который должен разрешить неосознанный конфликт или же выйти на более высокий уровень адаптации. В рамках структурно-развитийного континуума в таблице осуществлён свободный, обобщенный перевод терминологии, используемой в DSM (и др. системах классификаций, диагностических руководствах классификации психических расстройств) для определения личностных нарушений. На самом деле, кроме личности избегающей, отнесенной к категории шизоидной проблемы, в большинстве диагностических руководств не рассматриваются личности, располагающиеся на середине шкалы или на ее конце, означающем самый высокий уровень структурного развития. Это вызвано тем, что обычно учебник типа DSM и МКБ по сути рассматривает описание только серьезных нарушений личности. Стрелки в рамках графы, касающейся уровня структурного развития, отражают тот факт, что основные проблемы, характеризующие отдельные нарушения личности, могут быть использованы также для понимания неврозов характера, для определения которых можно таким образом пользоваться теми же названиями. Таблица, которая описывает характерологические проблемы согласно степени структурного развития, может также быть использована в более общем значении для оценки клиента с более чем одной точки зрения, подобно вопросникам MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventoty — миннесотский многофакторный опросник личности). По этому принципу любая личность может обнаруживать низкий или средний уровень структурного развития в сфере нарциссической проблемы, и более высокий, но все же нарушенный, в вопросе шизоидной, эдиповой проблемы и др. Целостная направленность, в которой делается акцент на экзистенциальные жизненные переживания, а не на типологию характера, углубляет и расширяет наше представление о самих себе и о других и гуманизирует наш подход к психологическим проблемам. Решающим в разрешении подобия между характерологической системой и диагностической системой DSM является предварительное выявление их основных различий. DSM начинается с поведения; характерологическая система исходит из этиологии. В таблице выделены повсеместно выступающие истории развития, которые — воздействуя согласно определенным психологическим принципам — приводят к возникновению распространенных адаптации развития. DSM (как и МКБ) подчеркивает наиболее часто встречающиеся конфигурации нарушений личности. Хотя далее существуют общие моменты, полного согласия между этими двумя системами (диагностической и характерологической) не будет никогда.

 

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

Подобие двух систем вероятнее всего минимально в рамках категорий borderline и зависимой личности. Borderline это полезный клинический диагноз, но очень гетерогенный, с различными этиологиями, не исключающий органических причин. Из моего опыта следует, что личности, которые согласно описанию по DSM были идентифицированы, как личности типа borderline, обычно испытывают трудности по крайней мере с двумя, а иногда с многими проблемами в жизни, вокруг которых организовывается их личностная система. Подобным образом происходит в случае зависимой личности, которая может иметь оральную этиологию, как показано в таблице 1, или симбиотическую, или, наконец, вытекать из более специфической истории, которая привела к такому крайне зависимому поведению.

 

Эта система (характерологическая и представленная в таблице) направлена на выяснение базовых жизненных проблем, с которыми должен встретиться каждый человек и на понимание личности в ракурсе этих проблем. Похожее поведение и взгляды могут быть результатом разных проблем и личных историй, которые складываются в уникальные конфигурации, что свидетельствует о принципиальной неуверенности в человеческих делах. Тем не менее основные проблемы остаются теми же.

 

Представляемая здесь модель характера и психопатологий «функциональна» — в том смысле, что касается причин, которые могут быть связаны с окружением, в отличие от причин органических или генетических, как обычно считают врачи, но, которые связаны с темой «переплетений»  и «трансгенерационной передачи» (темы эти хорошо раскрыты Францем Руппертом, Анн Шутценбергер, Марией Торок, Вамиком Д. Волканом и др.), с темой «трансмиссионных объектов в трансгенерационной передачи», а также с темами психотических, шизофренических явлений, успешно изучаемыми Уилфредом Бийоном, Дэвидом Розенфельдом, Хайманом Спотницем, Эвелин Лингер, Соломоном Резником, Андре Грином, Полем-Клодом Ракамье, Вассилисом Капсамбелис и др. Именно поэтому эти серьезные нарушения, истоки которых видят в факторах столь запутанных и порой для простоты считающихся чисто органическими или генетическими, здесь не рассматриваются. К ним относятся психозы, шизофрении, полифонии, полярные нарушения, антисоциальные (социопатия или психопатия), аутизм и соматика

 

Таблица 2, представляющая собой дополнение к таблице 1, развивает дальше анализ континуума структурного развития. В ее рамках приведён перечень характерных черт низкого и высокого уровня структурного развития, которые могут быть использованы для целостной оценки личности или, что еще более интересно, любой характерологической проблемы. Человек может иметь в целом очень хорошее восприятие действительности, но — по причине своих нарциссических проблем — искажать те элементы общественной жизни, которые могут каким-то образом затрагивать его чувство собственной ценности. В свою очередь чья-то модуляция эмоций может быть совершенно позитивной, за исключением таких ситуаций, в которых высвобождается страх быть покинутым и т.д. Из моего опыта следует, что осознание этой сцепленности характерологических проблем и структурного развития любой личности позволяет получить наиболее полезную диагностическую информацию, точное определение тем психотерапии, ее самого оптимального темпа и, до определенной степени, интервенции (вмешательства), которая будет полезна, неэффективна или вредна.

 

Этот подход, акцентирующий поиск в каждом примере возможных личностных проблем, отвечает также доступным данным на тему нарушений личности. Например, обзор степени изученности нарушений личности — нарциссических (Gunderson, Ronningstam, Smith, 1991), истерических (Pfohe, 1991) и саморазрушительных (Fiester, 1991) — выявляет значительную степень согласия этих диагнозов с другими известными нарушениями личности. Другими словами, у личности, которой поставлен такого рода диагноз, возможно выявление другой формы нарушения личности.

 

Особы, которые оценивают точность диагноза на основе различительных функций, могут встретиться здесь с трудностями, но вышеупомянутый результат целиком соответствует научной теории. Чем ниже уровень структурного функционирования, тем большая вероятность, что человек будет вынужден решать проблемы в пределах нескольких существенных проблемных областей. В таких ситуациях клиническое распознавание этиологии, динамики процессов и структурного функционирования, сопутствующего каждой характерологической экспрессии будет обязательно для понимания и оказания помощи клиенту.

 

Итак, мы возвращаемся к представлению шести главных характерологических проблем и тех факторов развития, которые влияют на их течение.

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

Таблица 2

Континуум структурного развития

 

 

Высокий уровень развития Низкий уровень развития
   
Развитие чувств Развитие чувств
Стабильность чувств. Высокая толерантность к страху Чувства очень нестойкие. Низкая толерантность к страху
Страх служит сигналом Страх имеет травматическое и дезориентирующее влияние
Хорошо развитые навыки самоуспокоения Слаборазвитые навыки самоуспокоения
Хорошое различение чувств Слабое различение чувств
Гибкая регуляция чувств Слаборазвитое умение регулирования чувств
Высокая толерантность к фрустрации Низкая толерантность к фрустрации
Ощущение целостности собственного Self Фрагментация Self
Устойчивость к регрессивным состояниям Подверженность регрессивным состояниям
   
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие
Объективное восприятие собственного self (хорошее «наблюдающее эго») Восприятие собственного self не основанное на реальности
Стабильность в восприятии Self Self расщеплённое
Доминирование зрелых механизмов защиты Доминирование незрелых механизмов защиты
Зрелость развития чувства моральности Моральность, основанная на незрелых чувствах
Высокое качество восприятия действительности Слабое восприятие действительности
Высокое качество суждений Недоразвитость суждений
Хорошие навыки осуществления синтеза Недоразвитость навыков осуществления синтеза
Формулирование и реализация чётко определённых намерений Недоразвитость в сфере намерений и планирования
Творческие регрессии, осуществляемые посредством Self Pегрессии, происходящие без участия Self
Различение проекции и регрессии Неразличение проекции и регрессии
   
Интерперсональное развитие Интерперсональное развитие
Постоянство объекта Объект расщеплён
Хорошее различение Self — другие Размытые границы
Хорошая регуляция близости и дистанции Реакции, характеризующиеся «прилипанием», отдалением или амбивалентностью
Близкие люди воспринимаются как проявление постоянства Отношения. характеризующиеся страхом быть покинутым, отвергнутым или деструктивностью
Восприятие других, основанное на реальности Отношения, основывающиеся на перенесении: слияние, отражение, идеализация 

 

 

© Потеенко Ю. В. по мотивам книги Стивена М. Джонсона «Психотерапия характера. Практическое руководство» Читать всю книгу (о психотерапии характера отдельных типов личности) — скачать из каталога психологической литературы Особые книги

 

А также можно скачать учебник Нэнси МакВильямс и несколько других книг в Особые книги. Библиотечка Rostok Vampires

 

Типы личности = типы проблем. Психотерапия личности, изменение характера человека. Психопатологии характера

 

В оформлении статьи задействованы картины художника Александр Павленко. Продолжение экспозиции картин этого интересного и глубокого (направленного на внутренний мир) художника — в другой близкой по смыслу статье, а также в статьях о шизоидном характере.

 

 ® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.