Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

Человек в начале пути и приобретая опыт жизни неизбежно стремится жить своими желаниями.

 

Какие-то схемы как именно «принято», «стоит» и «надо» жить передаются от родителей. Однако человек их пытается либо применить, либо преодолеть, либо насытить, либо обойти, чтобы начать, наконец, жить своими желаниями.

 

Например, эпилептоид (эпилептоидный тип личности — о разных типах личности см. статью — прим.) стремится доказать человеку, что он ошибается (дождаться или сразу) с целью, обвинив в ошибке, подчинить своим собственным желаниям. Эпилептоиды с особым страстным усилием двигаются к своим желаниям.

 

Эпилептоид стремится к власти и контролю — управляя другими ему кажется, что он управляется с собой и своими желаниями.

 

Эпилептоидов много среди политиков (но в политиках есть всегда и слой нарциссической личности, пограничной и даже бывает психопатической), много эпилептоидов среди спортсменов, военных, врачей и священников. Там где дело пахнет успехом, регалиями и статусом — там собираются нарциссы.

 

Надо понимать, что в каждой личности есть ведущие слои, ядра (иногда ядро личности называют радикалом характера или ядром храктера). И только со временем (самоисследования или работы с психологом, психотерапевтом или психоаналитиком) человек, убирая сопротивления, компенсации и изжившие себя психологические защиты добирается до более глубоких слоёв себя, до ядер, или ядра. Стресс также обнажает структуру личности. Для кого-то стрессом является даже простой отдых (незанятость, отсутствие плана) или бездеятельность, бесмятежность. Порой именно когда всё хорошо (не только когда плохо) начинаются приступы тревоги и панических атак.

 

И это всё хорошо, стремиться к своим желаниям, если бы эпилептоид или нарцисс (как и любой другой тип личности) знали бы точно куда им жить и чего хотеть, чтобы быть счастливым.  Для других слова всегда найдутся, но что они скажут, если спросит сердце?

 

Каждый тип личности живёт как научился от родителей или на почве проживания с ними, чтобы сознательно или бессознательно (неосознанно) выбрать жить своими желаниями, выбрать болезнь или проблему, выбрать путь или цель в жизни, выбрать просто плыть по течению или выбрать новое сознание.

 

 

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

 

 

«Какие силы влияют на человека, возможно, двигая им?» и «Куда направить свою волю?» — вот ключевые вопросы, задаваясь которыми человек развивается до других краеугольных вопросов (например, о цели и смысле своей жизни). Куда двигают силы и куда двигает воля, туда же подтягивается и сознание человека. Почему это важно? Потому что тогда сбывается то, во что человек верит (или чего боится) или открывается то, что человек исследует. Правда это не всегда в дальнейшем человеку оказывается нужным. Но речь о том, что сознание имеет творческую силу!

 

Творческую силу, которую берёт откуда? Развивающемуся или зрелому человеку следует получить ответ и на этом вопрос, чтобы потом жизнь не показалась прожитой зря или не возникло ощущение, что человек собственно жить и не начинал. Или чтобы не обольститься верой что всё всегда получается и не пасть, не регрессировать неожиданным для себя образом.

 

Если человек отпускает своё внимание сознания, то оно идёт в темы, которые беспокоят человека. Если темы решаются или если темы не решаемые, то воля как инструмент снова возвращается в руки человека. Далее волей можно управлять, прикладывая к объектам этого мира. Но киркой самокопания (самоисследования) является хороший и сильный вопрос «Зачем?». Вопрос, который добрые, заботливые люди часто пишут на стенах зданий крупных городов (где ритм и скорость жизни позволяет в течении года всё потерять и всё приобрести, и увидеть как одно сменяет другое).

 

На вопрос «Зачем?» в опыте общечеловеческой мудрости уже есть ответы. Существуют две альтернативы, к которым можно свести все остальные пути.

 

Либо человек живёт желаниями (своими или не своими — другой вопрос). Либо человек живёт своим духовным телом. Духовное тело человека состоит из трёх компонентов, действующих вместе (и в Христианстве есть близкое по смыслу понятие святой троицы). В других религиях и духовных учениях акценты могут выставляться на отдельные компоненты или на Бога как Основу, Творца, Создателя (то есть Единство Бога, единобожие без соблазнов впасть в заблуждения, пытаясть понять точно устройство Вселенной). В каких-то учениях акцент делается на дух или на естественное не связанное целями и желаниями состояние Потока (как это происходит в основном пантеоне восточных духовных учений, где акцент делается на феномене «просветления» и пробуждения от иллюзий). То на что выставляются акценты — подходит тем или иным людям. Путь всё равно для всех идёт к одному и тому же. Но нужен обычно хороший наставник, чтобы понимать правильно, и учитывались чтобы личные особенности человека. Но наставник — это посредник и это тоже нужно понимать. Потому что главный наставник — это сам Бог. С ним и следует выстраивать отношения и зависеть от него. Потому что очевидно, что одной веры недостаточно, это слишком мало и ведёт к соблазнам жить как прежде (верить в одно, а жить по своему).

 

Рассмотрим подробно духовную альтернативу жизни.

 

 

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

 

 

Духовная альтернатива жизни

 

Духовная альтернатива жизни — это жизнь в согласии и исходя из духовного тела.

 

Духовное тело человека: Отец, сын и святой дух. Сознание Троицы (*)

 

  1. Отец — Бог. Здесь происходит обращённость человека к Богу. Но что есть обращённость или молитва? Получить желаемое — это не главное, главное жить согласно Воле Бога, отдав ему свою волю в служение. «Человек либо тварь Божия, либо раб Божий» (сериал «Юнус Эмре. Путь к любви» достаточно интересный сериал в плане поэтичного суфийского отражения граней альтернатив жизни). Тварь — дрожит, раб — служит и служит с любовью. С любовью потому что Бог удовлетворяет нужды (при условии, если сам человек эти не занят). И Бог здесь не исполнитель желаний человека как это видится многими (что и ведёт к разочарованию в религии или к искушениям). Важна не религиозная школа, а важно уловить суть, которая выражается через все школы, через существующие религиозные течения, в которых есть Бог как живой Бог, а не цель стать Богом (или Бог как символ чего-то ещё). Речь всегда идёт о подобии, потому что Богом стать никто не может (и речь идёт о реальном и живом Боге, а не концепции или символизме). Точки прибытия здесь нет, есть бесконечный путь, по мере которого открывется и видение, и духовное знание, и многое другое. 
  2. Святой дух (дух в греческом языке женского рода), «материнский аспект Бога». Это измерение Потока материальной жизни, который подобно матери заботится о сохранении жизни человека как ребёнка Природы. Здесь (в процессе продвижения в этом направлении и в процессе жизни в этом измерении) опора делается на Поток, то есть на отсутствие усилий. И на отсутствие желания выиграть что-то для себя. Зато игра других видна хорошо. А усилия появляются когда есть мотив, цель и предпочтения. Предпочтения — это как если ты сам лучше знаешь. Мотив — исходит либо от отношений с родителями как некая результирующая линия поведения (поэтому важно исследовать тему отношений с родителями и лучше делать это психоаналитически, с использованием психоналитических знаний — это будет надёжнее для большинства). Либо мотив уже исходит (после проработки отношений с родителями) от желаний своего «Я-Идеального» и от предлагаемых  «Я-Идеальному» целей (и объектов). Опасно привязываться к целям и опасно иллюзорные цели считать результатом движения на пути, его задачей. Целью также не является прохождение неких жизненных уроков (что безусловно по-факту происходит, но не это главное). Человек, живущий в Потоке, живёт интуитивно, в доверии Потоку. И поэтому интуиция его особого рода (не то, что обычно люди называют интуицией). Правильная интуиция (интуиция в Потоке, интуиция спонтанной жизни) — это действительно, порой, видение куда примерно двигается Поток материальной жизни (или точнее через, что он двигается). Это, иногда, сравнивается с предощущением самой природы, когда растения и деревья знают в какую одежду (листву) одеваться, живя в унисон с природой в разные времена года. Однако по большей части человек живущий в Потоке сначала совершает спонтанное не преднамеренное действие и лишь время спустя видит результат и приходит понимание зачем это было нужно. Поэтому многие люди лишь выдают себя за тех, кто живёт в потоке (или самообманываются). Но жить в Потоке — это пол дела. Потому что вторая часть — это жить с Богом, а иначе не происходит нового рождения личности, и смысла жизни человеком не видится.
  3. Сын. Сознание Христа. Это есть рождение (второе, не от физических родителей персональной истории), а от Бога (Отца) и от Потока, Природы (Матери). Это то, что некоторые восточные просветлённые называют «Бог — это я», но важно кого они в этот момент подразумевают? Себя или Бога? И это хороший вопрос. Ибо наше тело — это тело Бога, но мы лишь подобие Бога, а не сам Бог.

 

(*) Существуют разные интерпретации Троицы, Бога. Важно уловить суть. И задуматься о том, что Бог многогранен и по разному предстаёт людям разных характеров и складов ума, представал Бог разным пророкам, святым. И нужно быть благодарным любому представлению о Боге, любому среди тех, что привели хоть одного человека к Творцу.

 

 

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

 

 

Материальная альтернатива жизни

 

Альтернатива жить своими желаниями — почему словно живая мощь? Почему не жить «сознанием Троицы», осознанием Бога, не стремиться в Высшему? Такое духовное знание либо современным человеком отрицается, либо считается атавизмом, чем-то тёмным и древним, а вот достижения Цивилизации — это да! Более чем привлекательны. Как так происходит и в чём секрет?

 

Можно выделить несколько краеугольных моментов или ведущих линий материальной жизни. Почему вообще они выделяются? Потому что каждый человек делает выбор как ему жить, и при этом сознательно или бессознательно делает выбор, опираясь на что ему жить. Опираясь на духовную первооснову для материи или на материальную основу материи жить? Духовная основа для материи — это понимание, что в основе любой материи и желаний лежить духовное измерение, духовное тело. Материальная основа для материи — это считать, что основой жизни является материальное и делать на него ставку. Или считать, что есть и духовное, но делать ставку всё равно на материальное.

 

Почему делется ставка на материальное? Потому что знание о духовном не очевидно сразу и потому что есть ряд тенденций или ведущих линий, которые сбивают настройку на духовное и мешают его осознанию. Есть ряд ведущих линий и иллюзий, которые затягивают в эти линии.

 

Ведущие (затягивающие) линии материального:

 

  • Желание жить своими жеалниями.
  • Желание, чтобы кто-то другой исполнял желания. Этот другой — человек, муж, жена, государство, другие люди, Жизнь или Бог, чтобы исполняли желания.
  • Выбор болезни. Что связано с желаниями (осознаваемыми желаниями) и (или) с влечениями (неосознаваемымыи желаниями).
  • Мечта. Мечта, мечты — это ожидание или ощущение нереализованного потенциала. Мечты правильным образом должны преобразовываться в Надежду и Веру, связанные с духовным измерением, но обычно человек тяготеет к вере в материальные желания и поэтому его мечту захватывает так называемая иллюзия материального мира, иллюзорная его сила, сила иллюзии.
  • Влечения. (Спонтанность, Причинное тело и Архаика).

 

Жизнь (или Бог) или другой человек (или государство) исполняет желания человека как родитель — это первое, что всем хочется. Или второе — это я сам могу или хочу хотеть, или иметь возможность (пожить своими желаниями). Выход здесь в понимании и реальной оценке происходящего. Потому что всем хочется счастья на самом деле, а не реализации материальных желаний. Потому что счастье — это настроение, по сути. Это внутренне состояние своё, своей психики. Есть настроение и всё тогда «ни-по-чём» и на всё есть силы, и уже от этого хорошо в самом процессе жизни. Процесс всегда дольше, чем результат. И если человек живёт не процессом, а целями, то ему нужны всё новые и новые цели. Или одна не достижимая цель, чтобы вся жизнь к ней стремиться, и видеть в этом цель и смысл своей жизни. Это довольно глупо. Разьве не в хорошем настроении счастье человека — во внутреннем состоянии души? А настроение зависит от настроя. Настрой, в свою очередь, зависит от направления жизни. Следовательно знание о цели и смысле жизни является основой счастья. Единственно цель и смысл жизни не должны быть иллюзорными (тупиковыми).

 

Живая мощь «причинного тела» или влечений — это опыт предков и первопредков, передающийся по наследству.  Это сила влечений, инстинктов и всей Архаики. Живая мощь от вечного двигателя в коллективном бессознательном, которое находится внутри тела Бога. Наше настоящее тело — это тело Бога. Когда говорят, что мир иллюзорен как раз это и имеют в виду. Мира — нет, есть только сам Бог. Но это духовное видение, видение духовным оком. Не всем такое видение под силу, однако оно есть. Тело Бога — это все людские связи и связи реализующиеся как по духовным законам, так и связи, реализующиеся как то, что человек сам делает. Однако если мы возьмём психологию и школу глубинной психологии психоанализ, то будем иметь дело с тем слоем понимания, который доступен каждому (не требует духовного ока или духовного видения) и обрамляет (не исключая) ту глубину видения, о которой здесь идёт речь.

 

 

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

 

 

Согласно глубинной психологии, психоанализу влечения «причинного тела» (архаичного опыта, опыта предков и первопредков, «Я-Идеального», первичной сексуальности, Оно) — толкают «я» к действиям. Влечениям Архаики и «Я-Идеального», само «я», как регулировщик, может противопоставить силу «Сверх-я». Потому что Сверх-я, его корень — это реактивное образование от самого «Я-Идеального». Говоря просто, реактивное образование — это психологический механизм, позволяющий управляться с внутренней амбивалентностью, он может сделать на месте любви ненависть, а на месте ненависти любовь. 

 

«Сверх-я» — это «Сверх я» родителей (это второй слой содержимого «Сверх я», после корня «Сверх-я»). А значит Сверх-я содержит «Я-Идеальное» и «Идеал-я» самих родителей. Поэтому так сложно человеку отказаться от того, чтобы не вести себя как родители (или перестать соответствовать их «Идеалу я»). Потому что человек в сложных ситуациях и для спокойствия опирается на родительское в себе, если не имеет знания о других опорах.

 

Я (и тело) — поле битвы предков, влечений и Сверх-я. Поэтому я может выбрать и болезнь.

 

Мало того, есть много клинических случаев, где причины соматических болезней отражали динамику сил Сверх я и я, родительских комплексов и я. Это принято в психологии называть внутренними конфликтами, перенесёнными в тело.

 

Я может занять по отношению к «Я-Идеальному» позицию «подчинения-господства» (ребёнок-родитель, внутренняя диада). О чём писалось в статье О тревоге.

 

Я может занять позицию «взрослого», суть которой переключаться на что-нибудь, чтобы не видеть внутри себя игру частей и не осознавать содержимое «Я-Идеального», не иметь дело с Архаикой.  Так живут многие люди, цепляясь за работу, цель или в социальных комуникациях переключаясь с темы на тему.

 

Я («родитель» в самом я, в ткане самого я) может подвергаться атакам другой части «я» (выступающей на ролях Сверх-я). С целью удержать объект внутри себя и вместе с этим мстить ему за раннюю детскую оставленность (оставленность физически или вниманием любви)

 

Я может подвергаться (за запретное содержимое влечений «Я-Идеального») атакам от Сверх-я (как «Я-Идеального» и «Идеала я» родителей).

 

«Я-Идеальное» — относится к прямой идентификации по отношению к любому объекту. Этот вид идентификации не является производной от других видов идентификаций. Это идентификация с родителями предисторического характера.  Доисторические родители, объединяющие всех предков — это есть определение «Оно». «Оно» состоит из предистории «я», которая наследуется.

 

 

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

 

 

Когда мы говорим «Архаика» — то это и причинное тело, и коллективное бессознательное, и Оно, и «Я-Идеальное», то есть всё то, что влияет на человека изнутри, из внутреннего мира, по разному называемое в разных школах знания о человеке. Это всё тёмное и всё светлое. Архаика более простой термин, включающий в себя всё неизвестное, к чему доступ есть внутри себя в каждом. 

 

«Сверх-я» («Супер-эго») и правильное его понимание. Его корень — это реактивное образование от «Я-Идеального». Образуется «Сверх-я» далее во многом при помощи отца, выставляющего запреты на вещи, угодные «Я-Идеальному». Сверх-я сотстоит из своего корня и собственно Сверх-я, где последнее является выжимкой из Сверх-я самих родителей ребёнка. Над этими двумя слоями лежат ещё два слоя в виде морального сознания и самонаблюдения. Основная прооблема у людей с первыми двумя слоями.

 

«Идеал Я» — образуется через отношения с обьектами и таким образом его следует отличать от «Я-Идеального». Это не одно и то же. Собственно Идеал Я как слышится так и понимается. Некое представление о своём идеале, об образе себя.

 

В разных школах психоанализа могут быть разные трактовки перечисленных понятий. Важно кто эти трактовки и для чего даёт. Перечисленные нами трактовки даны с точки зрения синтеза аргентинской и французкой школы психоанализа.

 

Мать, прошедшая Эдип (то есть качественная функциональная мать, признающая власть отца и преодолевшая в себе самой власть и силу собственного «Я-Идеального») даёт ребёнку после рождения хорошую нарциссическую подпитку взамен утраченному контакту в утробе с «Я-Идеальным». Долг реализовать «Я идеальное» остаётся на ребёнке. «Причинное тело» не может не требовать реализации. Архаика не может не искать выход. В Архаике содержится наш тотенциал, таланты, творчество. И либо мать помогает справляться с «Я-Идеальным», либо препятствует.

 

Препятствие выражается в зависимости от матери, и от силы и влияния «Я-Идеального» во взрослой жизни. В невозможности с ним правильным образом справляться. В симбиотических и аннигиляционных проблемах. В проблемах аллергических отношений или, как модно стало говорить, в проблемах «токсичных» и «абьюзных» отношений.

 

Из-за эти нерешённых проблем у меланхоликов (и у аллергических, пограничных, нарциссический пациентов) остальные люди на уровне бессознательного, то есть неосознаваемым для них образом (то есть они сразу в этом не признаются, так как никогда так не рассматривали себя глубоко) не являются отдельными личностями. Для них другие — это они сами, как дубли, поэтому изменения и отличия других от себя не принимаются внутренне. Это результат не отделённости от родителей. Родитель у них внутри — как часть я и его атакует другая часть я, становясь патогенным Сверх-я. Становясь заменой здорового Сверх-я, которое образуется в результате правильного отделения от родителей и является некой выжимкой (имаго) от родителей и от их Сверх-я.

 

Есть ряд и других феноменов, родительских комплексов, то есть того, что передалось из-за определённых отношений с родителями, которые влияют на взрослую особь, и которые являются объектами серьёзных научных исследований современного психоанализа. Можно почитать об этом в статьях 1, 2, 3.  

 

 

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

 

 

Итоги

 

Подведём итоги.

 

Итак, я (человек, личность) может осознанно выбирать либо служить своим желаниям (и влечениям), но это ведёт к сомну проблем, к борьбе инстанций внутри «я». Либо я может выбрать служение духовному началу в себе, служение Высшему, частью чего собственно человек и является, признав свою зависимость от духовной сферы. Тогда я обретает целостность и направление желаний.

 

Духовная основа для материальной жизни — это не есть отрицание материального как аскеза. Отрицать материальное и стремиться к духовному — это может быть не правильное понимание духовного. Здесь в духовном измерении нельзя что-то сделать специально, чтобы получить результат. Здесь всё более похоже на то, как любовь (милость, дар) родителей своему ребёнку не связаны с его заслугами. Так и в духовной сфере, в духовном измерении материальной жизни мы не можем заслужить что-либо.

 

Только попавшись на крючок или силу иллюзии этого мира, на своего рода зеркало для захвата иллюзий, можно так думать. Если мы имеем желания — то мир начинает с нами играть. Реальность искажается и мы смотрим на мир через призму желания. Мы хотим получить желаемое и мир нас затягивает. Потому что мы забываем о подлинном духовном теле. Нашим телом становится материальное и мир, который предлагает нам это материальное дать. Это иллюзорное тело.

 

Поэтому мир мудрецы (в разных культурах) называли Иллюзией. А что же тогда не иллюзия? Это и открывает для себя зрелая личность. Инфантильная, невротическая, пограничная, нарциссическя, шизоидная, синтонная, эпилептоидная и др. личности — преданы миру иллюзий посредством своих детских травм (которые и дали названия типам личностей и, собственно, каждый тип и сформировали). Однако если они с помощью психотерапии или психоанализа хотят избавиться от травм с целью снова попасть на крючок мира иллюзий, то в этом нет никакого смысла!

 

Порой из-за этого и травмы не уходят и человек бесконечно занимается с психологом, коучем, психотерапевтом, целителем или психоаналитиком. Почему? Потому что мечтает избавиться от травм и зажить наконец своими желаниями! Если психотерапевт или психоаналитик думает внутри себя также (занимает материалистическую позицию), то это не всегда плохо. Отделение от психотерапевта или психоаналитика — это возможно и будет своя собственная позиция. А духовные знания мудрецов не являются чьей-то собственностью и доступны как опыт предков. 

 

 

Жить своими желаниями. Психология инфантильной, пограничной, зрелой и духовной личности.

 

 

© Потеенко Юрий Владиславович 

 

В оформлении статьи использованы картины художника  Agostino Arrivabene (Агостино Арривабене) 

 

® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.