О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

I. О вере и доверии

 

Чтобы был эффект от того, что человек, вы или я, мы даём ближнему, чтобы был эффект когда это делает любой человек любой профессии, в том числе и внутри, так называемых, «помогающих профессий» (врач, целитель, учитель, энерготерапевт, психолог, психотерапевт, психоаналитик) в момент, когда что-то даётся ближнему, людям, пациентам на уровне метода, человек должен нам либо доверять либо нам верить. Это очевидно каждому, но не понимается достаточно глубоко, и по ряду интересных причин.

 

Мало того, если мы возьмём как эталон духовный подход (а он является общепризнанно самым глубоким подходом), то мы узнаем о том, что нам лишь тогда самим идёт в зачёт помощь, предоставленная другому человеку, когда сам человек за помощь благодарит не нас, а благодарит Бога или вспоминает о нём, узнаёт о его присутствии в своей жизни. Вот эталонный критерий подлинной помощи.

 

Помимо этого (что нас как на ракете сразу отсылает в область Веры), есть и более очевидные каждому человеку (человеку духовно верующему или верующему во что-то своё) вещи, так например о том, что доверять людям не возможно сразу, а верить вообще нельзя никому …кроме Бога, разумеется (это последнее для тех, для кого он живой бог, а не теория или сказки бабушки на ночь). Для настоящего духовно-ориентированного человека Бог — единственно константный и стабильный феномен, который был всегда и будет вечно. Вечность и любовь — это две хорошо известные всем его характеристики, два атрибута.

 

Доказать существование Бога — не возможно (хоть учёные и исследователи из разных областей, по сути, пришли через цепочки наблюдений и анализа к вполне определённым фактам Реальности). В это человек должен сначала верить, то есть довериться без доказательств (потом открывается следующее, как и во всём — человек во что-то погружается и это ему открывает свои секреты).

 

А человеку как можно верить? Человек сам не ведает как повернётся в нём спонтанный отклик на сложную жизненную ситуацию. Это очевидный каждому простой факт. Мы сами не знаем как поступим, оказавшись в той ли иной стрессовой, достающей наши травмы ситуации или какой мы сделаем выбор в опасном для жизни и выживания положении. Современный психоанализ и психоаналитики подробно описывают и другие менее очевидные процессы и феномены, приходящие к нам изнутри, из внутреннего мира, из нашего бессознательного и из коллективного общего для всех бессознательного. Бессознательного семьи, бессознательного семейной системы, рода и т. д. глубже и глубже, так как все люди связаны друг с другом как единый живой организм, одна семья. Это последнее обычно не требует доказательств, достаточно наблюдений за своей жизнью, за тем что мы вкладываем в мир, в отношения с людьми, и что мы получаем обратно, от мира, от жизни. Вложили агрессию в виде зла — обратно вернулось. Отрезали какие-то отношения — встретили тоже самое на своём пути (или нас поставили на тоже место, на которое мы поставили другого). Делаем что-то для других, ожидая взамен — получаем тоже самое от других, то есть ничего не получаем. И др.

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

Сейчас подробно разберем эту важную тему, тему веры и доверия, и тот типичный конфликт или недопонимание, которые неизбежно образуются между людьми в жизни или между коллегами в помогающих людям профессиях, между верующими и не верующими и между специалистами психологами, психотерапевтами разных научных школ и, соответственно, методов, которые могут и часто действительно противоречат друг другу. Потому что нет одной единой научной теории в области устройства психики и тела и их связного функционирования. И есть клинические наблюдения, которые часто отличаются от теории, выходя за пределы её объяснений. Поэтому многие люди и пациенты, клиенты услуг специалистов, всё больше ориентированы в наше время на комплексный или интегрированный подход к решению своих проблем и лечению болезней, расстройств в разных сферах, как в телесной, так и в психической, в личностной.

 

Для формирования доверия нужно объяснять, чтобы человек понимал. А это значит объяснять далеко ни один раз. Это как с мышцами инструктор йоги или инструктор ЛФК работает и человек не может сделать правильную асану или вернуть себе здоровое положение костей и мышц, пока его мышцы не «поймут» правильное, здоровое положение. Поэтому один раз показать мышцам или сказать психике не достаточно. Более того, мышцы как и психика уже верят во что-то своё. И усилием воли это не отпускается. Как и новое, пусть и правильное, здоровое, усилием воли не берётся. 

 

Директивный врачебный подход — это атавизм прошлого времени. Не работает. И не должен работать. Директивный подход в религии — такая же тема. Не достаточно выпить таблетку, сделать упражнение или соблюсти правильный ритуал. Нужна свобода, осознанность и понимание. Тогда только возникает доверие и возможно вера (как следующий шаг после доверия, но уже подтверждённый реальностью).

Каждый человек во что-то уже верит и это его опора. И нельзя резко отбирать опору. Потому что человек может провалиться в своё психотическое ядро (или лучше сказать в психотический слой личности, который есть у каждого здорового человека) или может в процессе регресса и поиска новых опор зацепиться за болезнь как за объект, на котором соединиться вместе инстинкт к жизни (тенденция любви и созидания) и инстинкт к смерти (тенденция деструктивности, разрушения). Именно по этой причине многие техники не-глубинной психологии, модные и современные техники коучей, а также методы психофармакотерапии и не-глубинной психотерапии врачей-психотерапевтов, психиатров и клинических психологов просто опасны.

 

Нельзя отбирать опору, не дав что-то взамен, причем то, во что человек поверит или доверится как потенциально возможной опоре. И это, то что даётся, не может быть сам учитель, врач, целитель или психолог, психотерапевт. Даются объяснения о том на что в жизни стоит опираться, доказывается это, раз за разом, неделя за неделью выигрывается и проигрывается бой с доводами человека. Так работает обычная психология, психотерапия и даже духовно-ориентированная психотерапия (возможно не вся, а некоторые не-глубинные её виды). Глубинная же психология (а это и есть по своей сути глубинная психотерапия) и психоанализ работают, помимо этого, ещё глубже, то есть не с убеждениями человека, а с тем, что за ними стоит. А стоят за ними, так называемые, «объектные отношения» с родителями. Отношения с родителями как с первичными объектами для опоры «я». «Я» и вся психика ребенка формируется вокруг «я» родителя как вокруг константного объекта. Это необходимо для правильного формирования «я» и его ткани. И все деформации ткани психики, фундамента «я» образуются именно в поле этих отношений.

 

Проработкой отношений с родителями занимается не только психоанализ и глубинная психология. Но именно в психоанализе (в психоаналитической парадигме) ведётся работа по образованию и разрешению переноса родительских объектов на психоаналитика, дальнейшая его проработка, снятие с фиксации и следствий этих фиксаций. Также ведётся проработка внутренних объектных отношений, проработка «сверх я» и «я», их внутреннего конфликта, конфликта отдельных отщеплённых частей «я».

 

Обычный же психолог, врач-психотерапевт и даже, порой, целитель или экстрасенс (которые предполагается, что не опираются на психотерапевтические (психоаналитические) правила, а в контакте с Богом или со своим талантом, данным Богом, через их служение Ему, Врачу) не владея знанием психоанализа, зачастую, лишь привязывают человека к себе. Так врач, лекарь, целитель для человека становится родителем, который учит как правильно жить. Или энерготерапевт, экстрасенс убирает блоки и снимает болезни. Но дело в том, что переносятся на врачевателя, терапевта, целителя не только позитивные аспекты родителя, но и негативные. В результате человек (в зависимости от внутреннего люфта регресса на ранние детские стадии развития, в зависимости от особенностей игры конфигурации отношений с родителем как объектом) либо, например, обесценивает то, что дает целитель и далее неизбежно наказывает себя за это. Либо воспринимает то, что дает целитель, как что-то плохое или отравляющее его точно также как он это плохое в виде некачественного ухода получал от родителей. Это сложно, но и не должно быть просто понять, так как происходит бессознательно, но в процессе психоаналитического самоанализа (который возможен до определенного предела, некоторые грани которого описаны известным французским психоаналитиком Дидье Анзьё) или в результате психоанализа (при работе с психоаналитиком), а также в результате психоаналитически-ориентированной психотерапии это можно осознать, что дает толчок к изменениям и трансформации к здоровым отношениям с объектом (с психоаналитиком, психотерапевтом, целителем, родителем, мужем или женой и с другими значимыми объектами, то есть подпадающими под возможность проекции родительских образов, объектов на других людей).

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

А иначе как сформировать доверие? Только через прояснение отношений и слов. Мы не можем верить людям, можем лишь Богу, который освещает думаемое, говоримое, сказанное и услышанное. А с людьми нужно выстраивать доверительные отношения путем длительной работы, проясняющей динамику объектных отношений. Это как минимум. А как максимум, работая с переносом.

 

Верить другому человеку нельзя, можно верить лишь Богу. Но это для тех, кто в него верит, для тех, у кого вера не отравлена отношениями с родителями. Потому что человек сначала верит родителям. И то как он верит и то какие были родители определяет его отношение как к Богу, так и к жизни в целом. Если человек считает, что Бог может наказывать (или что есть несправедливая судьба), то не трудно догадаться от чего он имеет такое представление о Боге или о жизни и судьбе.

 

Целитель, учитель, духовный психотерапевт, священник должен учить человека не исцелению себя самого и других, а построению связи с Богом (в том числе и для исцеления). А так получается что целитель или учитель для человека становится сам Богом.

 

Человек, целитель должен, именно что «должен» помогать тем, на кого ему указал сам Бог, а не сам человек или целитель решил помочь или получить помощь. И чтобы человек верил целителю, что через его уста сам Бог говорит, человек сначала должен научиться различать голос Бога среди других голосов.

 

Идея следовать за учителем и верить учителю беспрекословно — это наследие Востока, Индуизма, буддизма, дзен-буддизма, тибетского буддизма, кашмирского шиваизма и др. течений, где основной акцент делается на построение не отношений с Богом, а полагание на учителя. Причём учитель чаще всего ведёт своего ученика не к Богу, а к просветлению. Просветление — это первый шаг на пути к Богу. Но многие европейцы понимают этот шаг как последний. Более того, европейцы не в состоянии следовать за учителем или следуют за ним как за родителем (о последствиях этого процесса писалось выше и мы этого коснемся и позже по тексту под другим углом). Не позволяет европейцу полагаться на учителя менталитет, культуральные прошивки психики как неосознанная реакция на отношений с родителями и сами отношения с родителями.

 

Отдельно хотелось бы рассмотреть тему «отрезания» или «исключения» из орбиты наших отношений тех людей, которые нам не нравятся или родственников, которые причинили вред нам или по роду. Всем известно понятие «исключённого» из семейной системы, по роду (это разобрано в статьях, посвещённых феномену «трансгенерационной передачи» и «трансмиссионных объектов»). Есть психологи и энерготерапевты, целители и экстрасенсы, которые считают, что можно управлять чувствами, что-то удаляя из психики. Что можно легко строить и разрывать отношения. У таких специалистов и психологов есть большие недоработки по теме динамики «процесса горевания» (способности правильно отделяться от объектов) и по теме развития «первичного нарциссизма». Обычно люди с подобными проблемам (проблемы эти могут быть разной глубины и качества и по разному выражены у разных типов личности) постоянно находятся в движении или им надо чем-то заниматься, быть занятыми. Они ищут и находят, так называемые, «токсико-манические отношения» и (или) «токсико-манические объекты». Объекты зависимости и в то же время опорные объекты. Отношения с такими объектами рано или поздно высушивают «я», истощают. И человек становится словно «машина без бензина» — машина продолжает ехать, а бензина давно нет. У них не развит первичный нарциссизм: они не могут находиться в пассивности и получать нарциссическое удовольствие от самих себя, от чувства «я есть».

 

Это не правильно. Неправильно то, что то что отрежем, с тем не встретимся вновь, но в другой форме. Или придётся это контейнировать (вкладывать) в других. Все мы связаны между собой, все мы единый живой организм. И если мы обратимся к Богу (или к тому что оставили в наследие пророки и святые в разных культурах, традициях), то Он учит двигаться в направлении принятия и любви. Но любви не чувственной, а осознанной. То есть мы должны учиться любить всех, не смотря на свои чувства и свои «нравиться» и «не нравиться». Ценнее помогать тем, кто нам не нравится, чем тем, кто нам нравится. Последним мы и так поможем. Но должны ли?  И в чем заслуга от такой помощи?

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

Мы не сильнее и своих чувств. Более того, ничего отрезать или на языке психологии «расщеплять», «отщеплять» от себя нельзя, вредно. Известен феномен Пикассо. Он прожил чутли не до 90 лет, а страх смерти отщеплял и помещал в своих любовниц, которых периодически в течении жизни отрезал, когда они переставали ему нравиться, и вкладывал в них, остающихся зависимыми от него, свой страх смерти. В результате чего все они покончили самоубийством. Потому что он контейнировал в них страх смерти в виде влечения к смерти, отщеплённого от инстинкта к жизни. Страх, который отрицал внутри себя, зато активно признавал инстинкт к жизни, в виде стремления к жизни как получения от неё только удовольствия и любой ценой.

 

Здесь вред очевидный для других. Пикассо называли гением зла. Но есть и варианты, когда вред отрицания чувств очевиден и для самого человека, для человека, их отрицающего или их удаляющего из психического аппарата. Кому не очевиден вред, тому это предоставляется увидеть самому со временем, через работу с психоаналитиком, через факты жизни или, возможно, как-то ещё.

Но если человек сам хочет во что-то верить, то жизнь ему может долго в этом подыгрывать. Во что верим — то и получаем. Во что верим, через призму того и смотрим избирательно на мир, сами не понимая, что тем самым искажаем реальность. В итоге, хорошо известно, что человек живущий своими желаниям приходит в тупик, в страдание. Желания — причина страдания, говорил Будда. Отказ от всех желаний ради ещё большего наслаждения (желания) ещё одна, следующая ошибка.

 

Утверждать, что нет совсем таких случаев, когда нельзя разрушать, тоже не верно. Важен сам контекст того, о чём речь. Поэтому всё надо рассматривать на отдельных случаях и не быстро. Упростить в какую-то одну рабочую схему не получится. Простота хуже воровства — так мы воруем у себя часть своей природы.

 

Простой человек ближе к естественному проживанию жизни, к которому ведет пантеон знаний Востока о просветлении или самореализации. Однако это не конец пути и человек не будет доволен простой и естественной жизнью. Потому что в каждом человеке живёт стремление познать и установить свою связь с Реальностью, установить свою связь, отношения с Богом. В просветлённом мудреце такое стремление (стремление к Богу) находится в спящем виде. И далее такой человек либо будет снова утянут «иллюзорной силой» этого мира либо перейдет к богопознанию. Но многие просветлённые считают своё состояние конечной точкой прибытия, подлинной Реальностью, снятием пелены иллюзий.

 

Но просветлённый человек, находясь в естественном состоянии не имеет ни целей, ни задач, и он живет спонтанно на инстинкте самосохранения, в измерении любящего присутствия (из-за этого он защищён от негативного опыта предков, от тёмной Архаики). И в связи с этим он по-своему защищен и от игнорирования чувств или управления ими, зашищен и от саморазрушения и разрушения других. Он защищен тем, что для него нет более понятий добра и зла и нет представлений о Боге, о служение, о долге. Но это не конечная самореализация, не конец пути и не конечная точка прибытия для человека. Человек, познав корень своего «я», уходящий в так называемое «пустотное присутствие» далее двигается в сторону второго рождения, но теперь не от своих родителей, а от духа, в свете божественного. Поэтому не для всех людей обязательна стадия просветления, которая стала столь привлекательной для современного человека нашего времени. Раньше советский гражданин кроме иллюзорного культа Вождя и действительно по факту правильных моральных ценностей — ничего не знал. Поэтому многие люди с ностальгией вспоминают СССР, так как была по сути лишь одна ошибка того времени — в центре не должен был стоять человек или партия, идея. 

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

В психике разрушать вредно, будут последствия. А в реальном мире разрушить что-либо не всегда не правильно. Есть формы зла, которые человек должен пресекать и через волю, дисциплину. Но как ему определить где зло под видом добра, а где добро внутри зла? Есть ли у человека такая сила и такая острота видения? Не является ли это очевидным атрибутом лишь Бога? И выходит, что очевидно человек должен построить свои отношения с Богом, и тогда Бог на понятном данному человеку языке объяснит то, что необходимо данному человеку знать и понять и именно сейчас о добре и зле. Молчание тоже может быть ответом. Но если Бог для человека молчит всегда или наоборот Бог всё время с человеком на связи, то это тоже что-то неправильное. Бог рядом, но он не слуга. Мы можем лишь обращаться к нему и жить вместе с ним. Поэтому существуют такие термины и инструменты, как «дар», «милость», «грейс» и «молитва», «обращённость».

 

«Мы не должны», «мы никому ничего не должны», «мы не должны любить всех людей». Многие люди остро реагируют на слово «должен». Это нас отсылает к детскому травматическому опыту отношения родителей к этим детям, ставшими взрослыми.

 

Мы не должны любить других, потому что нам даётся выбор в виде альтернативы как осознанно относиться к людям. Первый акт любви Бога к человеку — это дар свободы выбирать жить ли с Богом или жить с тем, что называют «иллюзорной силой» этого мира, то есть жить без Бога. Жить ориентируясь не на «силу сил», то есть Бога, а на силу этого мира. «Этот мир» на Востоке (в восточных духовных учениях, в учениях йоги («йога» переводится как «связь с Богом»)) называют «иллюзией», а его силу — «иллюзорной силой», потому что подлинной силой соблазны этого мира не обладают (и в тоже время они действительно могут сильно влиять, то есть игнорировать иллюзорную силу нельзя).

 

Стремиться в направлении любви — это жить с Богом. И здесь ключевое слово «направление». Потому что получаться любить всех осознанно или чувственно — не получится. Человек немощен, он не может не ошибаться, и он самое важное для себя сам без Бога не может сделать. Но свобода пробовать жить как хочешь и во что веришь дана первым актом любви изначально. Дана самой реальностью для неверующих и дана самим Богом для верующих.

 

Что означает молиться, обращаться к Богу? Это означает строить с ним отношения. Что означает строить отношения с Богом? Что означает вести с ним (а не с самим собой) диалог. Мало кто раскрывает эту тему подробно.

 

Однако нетрудно понять, что человеку (атеисту, агностику или мистику, верующему) мешает видеть мир не искажённо. Это желание иметь, брать, получать и прямо чтобы сейчас. А иначе какой смысл? Мешает зависимость от выгоды, мешают детские психотравмы и искажённые отношения с собственными родителями. Мешают личные цели и интересы, согласно достижению которых человек свято верит, что будет ему прямо тогда и счастье. Или что он без этого не выживет. И действительно, во многих случаях человек должен сначала научиться выживать, потом просто жить, а потом жить счастливо, то есть со смыслом. Потому что если в жизни человека нет смысла, то нет и счастья, нет ради чего жить. Но это последнее становится понятным, чаще всего людям, которые уже всё получили чего хотели, а счастья как не было, так и нет.

 

Всё это в основном происходит из-за неразвитой способности получать удовольствия от «ничего-не-делания» в виде простого наслаждения чувством «я есть», «я существую», а также из-за утраты понимания важности опоры хотя бы на творческое проживание жизни, когда делается то, что само рождается. И глубже этой перечисленной причинности лежит необнаруженность смысла своего существования, найденная для себя закрывающим все проблемы способом и решением. Влечение или стремление к Высшему не находит своей реализации.

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

То, что мешает материалистически ориентированному человеку пройти в игольное ушко видеть то, что есть как именно то, что есть, в реальности практически является тем же самым, что мешает получать ответы от Бога верующему. Эти помехи можно попробовать коротко структурировать для верующего человека нижеприведённым образом.

 

Три среза или сектора не принимаемого (и не меняемого) в жизни человека (как верующего в Бога, так и верующего во что-то другое) не дающее построить обратную связь с Реальностью или с Богом.

 

I. Духовно-материальный сектор. Четыре ловушки на пути:

 

  1. «Малый грех».  «Грех» — это, говоря современным языком, дурные, тёмные (неправильные) помыслы, приводимые в действия. Большой грех, большие грехи всем понятны (записаны на скрижалях сердца как запреты предков или как заповеди пророков переданы в форме слов). Пророк, святой — это люди, которым Бог открывался на понятном им языке. Но нет того человека, который бы Его не слышал, так как все универсальные истины о добре и зле передаётся и на уровне Архаики. Архаика или Оно, Id, Я-идеальное (психоанализ), «причинное тело» (восток) — это наследие предков, глубинное прошлое, которое человек получает в наследство при рождении. На базе реактивного образования от Оно, образуется «Сверх-я» человека (которое имеет четыре слоя: корень Сверх-я (или гробовая плита над Я-идеальным), собственно само Сверх-я («имаго», выжимка запретов отца, матери и их пары), моральное сознание, наблюдающее «я»). Как бы сложно всё это не звучало (а эта сложность полезна для работы с пациентами в психоанализе), говоря простым языком, можно кроме больших грехов (убийство, инцест, каннибализм и др.) выделить и малые грехи. Малые грехи — это дурные помыслы, приводимые в действия, на которые человек или часть общества, или большая часть общества закрывает глаза как на условную норму. Также к малым грехам можно отнести «не правильную речь» (сказал что-то человек и придётся за свои слова отвечать, так как реальность спросит с него). За мысли же свои человек обычно не наказывается, более того, за то, что подумал худое и не сделал — как одно доброе дело защитывается. Такова логика любви, божественная логика. Но без личной связи с Богом полагания на знания и правила, рано или поздно подведут любого мудрого человека. Потому что найдётся ситуация, где правило не сработает. Малый грех — это слепое пятно в слышании и видении Бога при обращении к Нему.
  2. «Малые слёзы». Это когда нет раскаяния за «малые грехи» и когда нет культуры «горевания» по утраченным объектам, что (последнее особенно) является нарциссической проблемой. 
  3. «Малое добро». Проблема с линией делания добра. Помимо не делания зла, есть ещё тема делания добра. А также тема реагирования на очевидное и предполагаемое зло в этом мире. Если человек случайным образом делает добро другому существу, то изнутри к нему приходит особый вид удовлетворённости. «Случайно» — потому что обычно все действия человека имеют выгоду и расчёт «для себя». Поэтому если человек помогает другим или занимается благотворительностью, весь такой сияющий и любящий к другим, то это ни о чём не говорит и наоборот очень подозрительно. Человек не может делать добро без Божьей помощи. Потому что обычно не различает где добро, а где зло. Но всё равно при этой своей немощи он должен стремиться в правильном направлении, но не стать идеально любящим, благодаря давлению внутренней инстанции «Сверх-я». 
  4. «Малый выбор». Человек имея свободу как своего рода первый акт любви Бога к нему или просто как возможность Реальности (для неверующих) может выбирать между любовью и ненавистью, между служением «иллюзорной силе» Мира или служением Воле Бога. «Малый выбор» — это, условно говоря, либо отсутствие видения свободы выбора или выбор (во вполне понятную сторону), совершаемый на основе «выгоды». Выгода — это хотеть желаемое и намереваемое, и хотеть иметь уже сейчас. За механизмом «Выгода», стоит механизм «Непринятия». Всё перечисленное «малое», начиная с «малого греха» — это слепое пятно в слышании и видении Бога в зеркале Реальности, в зеркале событийного потока, в котором находится и плавает каждый отдельно взятый человек.

 

Зарегистрировать своими органами чувств Бога мы не можем, но Он сам как свет нас и наш путь может освещать. Или если призма восприятия искажена «малым» то свет не проникает. Органы чувств, ум, внимание сознания — не освещаются Им. Искажение происходит при стремлении к выгоде. Выгода — это получение желаемого уже сейчас, а не тогда, когда это уготовано на пользу нам с точки зрения логики Творца. Таким образом можно отдельно выделить срез «Непринятия».

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

II. «Непринятие». Можно выделить срез, связанный с непринятием. Оно связано с «выгодой» (хотеть желаемое, хотеть желаемое уже сейчас, искать путь к желаемому и предаваться этому пути ради желаемого). А это в свою очередь «малый выбор», то есть выбор не Бога. В писаниях сказано о том, что если мы отказываемся ради выбора Бога в какой-то конкретной ситуации от желаемого, то нам даруют гораздо большее (либо по желаемой теме, либо вообще что-то более ценное даётся как дар свыше).

 

III. Непринятие на уровне отношений с другими (начиная с родителей). Это стоит рассматривать как отдельный срез или сектор. Как отношения с другими могут препятствовать на пути к чему угодно — хорошо раскрыто в фильме «Один вдох» с Викторией Исаковой. Но в остальном без правильного понимания темы Бога данный фильм можно увидеть как призыв к жизни через усилия и преодоления страха ради материальных целей.

 

«Перенос» (механизм, описанный в психоанализе) и встреча с теми, кого «отрезали» (что сам человек отрезал, что «исключили» предки по роду) — вот содержимое данного третьего сектора, мешающее человеку видеть реальное как реальное, а иллюзорное как иллюзорное. А не подменять одно на другое как в основном и происходит в современном обществе, где социальное большинство и само государство (в виде государственной власти аппарата чиновников) надо рассматривать не как родительскую инстанцию, а как людей, которые не могут не заблуждаться. 

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

II. Какова Реальность без Веры?

 

Разобраться какова Реальность окружающего нас мира и какова наша внутренняя реальность, и каковы наши отношения с внешним, и кто мы сами? — всё это наиважнейшие для человека вопросы, без ответов на которые удовлетворённость и счастье не возможны.

 

Никто не должен ни во что верить и никому верить, мало ли кому что увиделось или привиделось?! 

 

Для верующих Бог сам должен всё показывать. А для неверующих сама Реальность должна всё рассказывать о себе и о человеке. Это очевидно.

 

Также очевидно и следующее. Чтобы проявлять в мире правильную активность, человеку нужно сначала увидеть, как устроен мир и его Реальность. Реальность с большой буквы, потому что именно реальность определяет жизнь человека, а не сам человек определяет и управляет реальностью, потому как человек сам часть этой реальности. Поэтому Реальность словно живой феномен и может писаться с большой буквы. А человек не существует отдельно от этой живой Реальности.

 

Если человек медитирует один, оставив мир и его связи, то личность его исчезает и обнаруживается корень «я» в виде так называемого «пустотного присутствия».  Но каждый должен либо в это поверить, либо это проверить. Вместе с этим, не каждый человек может оставить взятые на себя обязательства в миру, не потеряв при этом свою человечность (то есть часть своей природы), без последствий. Да это и не требуются, так как пути к самопознанию различны.

 

Можно, как вариант, перестать опираться на выгоду и тогда можно взглянуть на Реальность беспристрастно и не привязано ни к своим интересам, ни к личной выгоде, ни к вере во что-то определённое.  То есть чтобы верующему Бог открывался, и чтобы не верующему в Бога человеку Реальность сама рассказала о себе, таким людям нужна одна и та же вещь — убрать из призмы видения личную выгоду. 

 

У любого человека очевидным для него образом есть единственный определённый инструмент — это само внимание. Своё внимание человек может направить в любую сторону, на любой объект. У внимания два конца. Один конец, ближайший, уходит в «я», в то место откуда исходит само внимание, а другой, дальний конец гуляет по объектам и феноменам (внешней и внутренней реальности).

 

Верующим людям напрашивается быть предложенной следующая известная практика. Один конец внимания направлять всё чаще на молитву. Другой конец внимания, ближний, исследовать до корня (в свете молитвы, чтобы не иметь сомнений относительно своей природы). А конец внимания (дальний) прыгающий по объектам (мыслям, чувствам, объектам внешним и внутренним) оставить на уровне исследования мотивации своих потенциальных действий, тенденций и самих мыслей (то есть почему именно на эти, а не на другие мысли внимание обращается). Это даст импульс к продвижению на основе веры и понимания. А при знаниях психоаналитических это продвижение может приобрести (с Божьей помощью) ускоренный и более завершённый рисунок, так как будет понятна (с Божьей помощью) линия развития и становления личности и её инстанций (таких сложных как Сверх-я, например), будет понятно о природе навязчивых повторений, о связи тенденций с отношениями с родителями, о связи мотивации с поиском и продолжением отношений с первичными объектами опоры, вокруг которых структурировалось само я, личность. 

 

Не верующему человеку может быть предложена схема работы с вниманием, когда ближайший конец внимания исследует свой источник, задаваясь вопросом «кто я?», «кто этот я, который задаётся вопросом о я?» и т. д. (известная универсальная техника самоисследования). А дальний конец внимания внимает внутренним переживаниям и внешним откликам, но особо на них не ведясь и исследуя как и почему не вестись не получается. Исследуя как именно сила материального мира завладевает вниманием, сознанием и деятельностью.

 

Здесь в конечном итоге выход обычно находится в действиях и реакциях, которые рождаются через интуицию. Но интуиция не должна быть опытом прошлого. А это уже не просто. Подлинная интуиция — это спонтанность, то есть спонтанные действия которые сначала происходят, а потом человек открывается для чего это случилось. А не наоборот — человек видит куда двигаться и туда двигается. Это уже не та интуиция, которая ведёт к гармонии с собой и природой.

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

Поэтому простейший выход опять же в том, чтобы человеку выйти из проживания в парадигме выгоды или в измерении выгоды (иначе искажается призма восприятия реальности).  Измерение выгоды — это всё та же тема желаний (желания, желать чтобы было уже сейчас, и путь к этому (плата за желания)).

 

Сначала человек верит в себя, а потом в свои желания. И вере в эту иллюзию помогают многие коучи, психологи, психотерапевты и целители.

 

Но каждый человек может сам исследовать и понять:

 

  • Жить желаниями и быть удовлетворённым — такого на заложено в природу человека. Путь осознания своих желаний полезен, как и любой вид осознанности, но не приводит к результату, который бы человека устроил. Есть спящее в человеке желание, которое выделяют как единственно верное, но человек не заинтересован в подобных знаниях о себе, если пленён верой в силу своего я, пленён идеей уверенности в себе, мерилом которой являются материальные достижения, и если пленён верой в силу своих желаний.
  • Человек не видит, чего именно ему себе желать на пользу, чтобы действительно успокоиться и быть счастливым или чтобы прорабатывать причинное тело или тот материал, который приходит из Оно в виде влечений.
  • «Принятие» — как хороший ключ к решению проблемы проработки влечений из Оно (или из причинного тела, тенденций из опыта предков) — это лишь часть головоломки, потому что не видно всей цепочки взаимосвязей, ибо такое человеку не под силу и такая возможность не заложена в человеке как неотъемлемый атрибут природы каждого человека. Человек не может ко всему применять идею принятия, так как всегда есть случаи, где надо не принимать, а отвергать.
  • Для принятия (как ключа к решению вопроса с влечениями и желаниями) должно быть понимание того, что люди — это одна семья, единый организм, а это понимание неизбежно ведёт к следующему пониманию — пониманию о том, что выгода для себя — это жизнь желаниями (что есть первый пункт), а осознанный отказ от желаний ведёт к другому отношению, пониманию и видению реальности, к изменению картины мира и к ощущению уменьшения страдания, но только в том случае если человек начинает верить или опираться на что-то ещё, что берётся через отказ от предыдущей веры (веры в желания или в другое как опору). Почему так? Потому что человек не может ни на что не опираться. Потому что он не может сам определять где добро и где зло (для себя, для других — не важно). Ему нужны желания или проблемы как объекты для опоры. Как от одного отделиться не соединившись или не предположив для себя на что следующее опереться? Человек не может без веры.

 

Поэтому человек сначала предполагает, потом доверяется, затем верит и проверяет. Человек не может без веры. И реальность без веры не открывается. Но, к сожалению, человек предполагает уже исходя их пропитанности тем и теми, с кем жил рядом. Поэтому сначала (или параллельно) человеку требуется познать себя, ответить на вопрос «кто я?».

 

Человек не может без веры, потому что так устроен по своей природе и потому что даже если он об этом не знает, то окружён знанием, которое не может игнорировать, так как обладает разумом очевидным для себя образом. И реальность без веры не открывается, так как человек исследую реальность внешнюю и внутреннюю должен на что-то опираться, должен брать что-то на веру, словно пробуя на вкус. Но если человек опирается на то, что ему нравится, то он не придёт к реальности, потому что человеку не нравятся мысли о смерти, однако если человек не исследует для себя этот вопрос, но он начинает заниматься убеганием от неприятного и стремлением к приятному. И становится подобен наркоману, судьба которого предрешена, если он не поменяет жизненные ориентиры как ведущие опоры.

 

Человек верящий людям или ищущий выход в материальной объектной реальности, подобен наркоману или любовно зависимому человеку.

 

Древние говорили «Источник огня сам ищет огонь».

Однако тот огонь подобен свету отражение луны на поверхности воды.

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

III. Обладает ли реальность силой?

 

А теперь всё забудем, о чём говорили или читали ранее. И попробуем зайти с нуля.

 

Очевидно, что на человека влияют силы. Иначе бы он не двигался вперёд, не падал бы и снова не вставал, чтобы идти дальше.

 

И важно увидеть какие именно силы толкают человека жить, чтобы понять следовать им или нет, и тогда, в последнем случае, задаться вопросом, а чему следовать? Потому что просто жить ради того, чтобы выживать или жить лучше, чем вчера, а потом положить вишенку на торт в виде факта своей смерти — это глупая и бессмысленная жизнь.  Очевидно, что человек не живёт ради своего удовольствия. Точнее он так пробует жить, как и все вокруг него, но не находит в этом удовлетворения, как и другие не нашли. Фрейд (основатель современного психоанализа) тоже начал с этой идеи об удовольствии и закончил теми же мыслями, на которых разошёлся чуть ранее с Юнгом. Это мысли о том, что есть вечная жизнь и за фигурой отца личной истории, стоит образ совсем другого Отца. И каждый человек должен проделать свой путь познания истин, передающихся из поколения в поколение в роде человеческом.

 

Не управляет ли человеком просто сила желаний? Можно ли следовать своим желаниям? Можно. Но они возникают по определённым причинам, значит они не первичны и полагаться на них не стоит, не поняв их корни. Как можно доверять своим желаниям, если не понятно откуда они берутся?! Может они ведут на дно жизни? Может они передались по роду или от родителей, а тогда они и не наши вовсе? Может они реакция на окружающую действительность?

 

Существует Природа вокруг нас. Можно назвать её реальностью. О чём она нам рассказывает? О том, что всё в природе о чём-то или о ком-то заботится и всё приносит свои плоды и плоды эти не для себя. Только человек пробует жить по-другому, отрываясь от природы своей. Это происходит в начале жизни, когда человек пробует жить для себя, в первую очередь для себя. Именно потому что человек живёт для себя он и теряет это всё (или не может сохранить, или не может ухватить, или не может быть довольным накопленным). То есть в природе заложен принцип отдачи, а не накопления. Поэтому такая проблема в итоге. То есть каждый человек приходит в этот мир что-то делать (отдавать, давать свои плоды) для этого мира. Приходит что-то вложить, а не что-то получить. А получает не сам за этим охотясь, а в результате слепой (то есть не из принципа нравится/не нравится) заботы о нём других людей как часть их вклада в этом мир, в одну семью.

 

Но человек живёт несколько иначе обычно и сильно в этом преуспевает (запутывается).

 

  • Человеком двигает объект.
  • Человеком двигает выгода.
  • Человеком двигает мудрость.
  • Человеком двигает премудрость.

 

Этим вещам и предаёт человек свою волю. У человека, помимо сознания (и инстинкта к жизни), есть воля, которую он может предать чему-то, то есть вкладывать во что-то или отдать в услужение чему-то, каким-то целям, силам, людям, объектам.

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

Человеком двигает объект.

 

Человеком двигает «импульс к жизни», «инстинкт к жизни», «первичная вечная сила жизни» (Оно, «Я-Идеальное»), но управляет этим процессом (продолжает управлять у взрослого) «первичный объект» (родительский объект), если правильно не сформировано в человеке Сверх-я. Правильно сформированное у человека Сверх-я — это наличие своего компаса, а не когда другой объект (человек, идея, заработок, признание, власть и др.) определяет жизнь человека. Не может человек быть счастлив через то, что найдёт любовь в виде другого человека. Не может быть точно также счастлив человек через нахождение и любого другого объекта. Счастье с объектами не связано. Источник жизни и любви не в объекте. Устремлённость к объектам завязана на не пройденной сепарации от родителей как первичных объектов. Выражено это в несформированности правильного Сверх-я на языке психологии, точнее психоанализа как одной из школ глубинной психологии

 

Человеком двигает выгода.

 

Выгода движет к выживанию и далее к приумножению и сохранению богатства. Но богатство внутри, а не снаружи. Каждому с детства это говорили или он это обязательно от кого-нибудь слышал. Потому что это мудрость, а она вечна.

 

Человеком двигает мудрость.

 

Это означает, что человек не подвластен (силой своей мудрости и без силы опоры на любой вид знаний и определений, в том числе и о Боге) ни чему из области известного. Отныне его зикр «я — не знаю», как в культовом турецком сериале «Юнус Эмре. Путь к любви». Я не знаю то, что знаю и знаю то, чего не знаю. Это проживание жизни интуитивно, то есть спонтанно. Это когда знание открывается не в начале, а в конце (человек сначала спонтанно действует, а потом только видит ответ зачем это действие было нужно). Это ещё называют жизнью в Потоке. Человек (мудрец), который живёт в потоке, опирается на саму Жизнь, на событийный поток, на саму Природу, которая сохраняет и уберегает своих деток (людей насекомых, землю, планеты). Также это называют безличностным аспектом, проявлением Бога.

 

Открытие мудреца заключается в том, что чтобы выжить делать ничего не требуется. Достаточно довериться Потоку, самой жизни как матери, которая заботится через интуитивную связь, опыт. Если у человека плохие отношения с матерью (биологической), то о доверии жизни речи идти не может уже в самом начале. 

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

Человеком двигает премудрость.

 

Это то, что выше мудрости. Это то что выходит за пределы того, до чего может додуматься сам человек. И это то, что доступно человеку как сознательный выбор. Сознательный выбор — это выбор человеком в каком мире ему жить. В мире с Богом или в мире без Бога. Мир без Бога — это мир иллюзий и мир с опорой на Природу, на Поток. Последнее большой шаг вперёд, по сравнению с первым.

 

Человеку, полагающемуся только на разум, сложно прийти к премудрости. Один мудрец (просветлённый) говорил: даже и не пытайтесь думать, потому что мир вас тут же обманет. Мир — это мир, который придумали люди, и продолжают придумывать. «Мир» поэтому и называют на Востоке иллюзией, майей. А жизнь называют игрой, лилой. Ребёнок (мудрец) ровно столько играет под заботой Матери, сколько ему на это выпадет интереса и осознанности. Далее его либо снова засасывает Мир, либо он переходит в область богопознания.

 

Почему человек не может быть счастлив без отношений с Богом? Потому что такова реальность по факту для всех. Можно самому человеку увидеть, что проблемы можно решить или болезни вылечить на очень короткий промежуток (в лучшем случае, при сильной самоуверенности, при работе с сильным коучем или психологом). И далеко не все, лишь малое из число можно решить или вылечить, то есть не все. Почему так? Потому что пока человек не признает Бога как Отца, а природу как Мать — ни о каком окончательном исцеление или инсайте речи идти не может. А если бы и могло, то тогда сам человек и был бы Бог — то есть тот кто всё может. А этого не происходит ни с кем из умерших и ни с кем из ныне живущих. Хотя есть (и было) не мало среди них, кто верил в то во что хотел верить. И вечно к этому стремясь и умер. Вот и смысл: вечно стремись и будет тебе смысл чем заняться.

 

Однако по факту заложено как предохранитель то, что проблемы и болезни остаются (или появляются новые) пока человек не признает свою немощь пред Природой (символ матери) и Богом (символ отца) и не начнёт сначала любить Природу, а значит и людей как часть её, и далее не начнёт строить свои отношения с Богом. Если человек не любит Природу (и людей), то проход закрыт и к пониманию того, что есть Бог, нет веры, а нет веры без любви.

 

А если нет любви, то её место займёт ненависть и темнота негатива. А это уникальная среда для любых болезней и расстройств.

 

А всё начинается с отношений с матерью. Очевидно, что и с отцом не лучшие отношения у людей которым не открывается Бог и вера в него. Или мы можем наблюдать некую полярную форму у людей фанатиков веры и преданности религиозным ритуалам и правилам. Нет в насилии любви. Любовь Бога не может быть через насилие. Также мы видим духовных людей, эзотериков, психологов, психотерапевтов и психоаналитиков, которые нашли себя в Природе, но так и не вышли на отношения с Отцом, понимая отношения с Богом каждый по-своему, но искажённо. Духовная наука символична и легко в ней и заблудиться. Но как они все (кто без любви и Бога) собираются быть счастливыми? Собираться то собираются, но слабо получется сам результат. Он либо временный, либо изначально человек в негативе находится.

 

Интересна природа «негатива». 

 

Есть ряд феноменов, психологических комплексов, которые тоже обладают Силой и управляют жизнью человека. Их сила берёт силу в иллюзии и в отношениях с первичными объектами.

 

Специалисты выделяют:

 

  • комплекс мёртвой матери
  • нарциссический комплекс
  • меланхолический комплекс
  • другие виды родительских комплексов

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

Комплекс мёртвой матери.

 

Хорошо изучен и связан с попыткой человека оживить отношения с матерью, любовь которой в отношении к нему был прервана (по разным причинам). И человек в результате по жизни всё время «оживляет» других, словно «мёртвых» по отношению к нему самому. Находит мужа или жену требующих постоянной заботы и внимания. Или находится в постоянной помощи другим. Вместе с этим находится в неосознаваемом ожидании возврата любви матери к нему, то есть сам нуждается в заботе и любви, и бессознательно их ждёт. Поэтому, так как не осознаёт, чего ждёт и почему ждёт, такой человек не находит удовлетворения в помощи другим.

 

Нарциссический комплекс, нарциссическое ядро или нарциссическое измерение в личности.

 

Это более сложный комплекс и вокруг него много интересных исследований и споров в научных среде. Суть — желание слиться в нирване с объектом, который всё время ищется и не находится. Так как находится не тот. Но на самом деле тот что надо и находится, так как притягиваются и проигрываются отношения с первичным объектом, а он был некачественный, дефицитарный. Мать не дала необходимых инвестиций в виде достаточном для закрепления и развития в ребёнке ощущения радости от того, что он просто есть, чувство «я есть» не развито. А наоборот человек ищет себя через отношения с другими и ему кажется, что есть некий этот другой, который даст то, чего не хватает. Это если коротко о нарциссическом комплексе. 

 

Меланхолический комплекс, меланхолическое ядро, измерение меланхолии в личности.

 

Здесь ведущий момент можно сказать и есть сам «негатив». Человек видит происходящее с ним в жизни по большей части (или точнее определённые важные темы видит) в негативном свете. Такое обычно происходит при ранней потери любви матери (когда отдают на критическую единицу времени «х» в первые годы жизни ребёнка опекунам, бабушкам, дедушкам или это может быть ранняя смерть матери).  Такой человек во внешней жизни проигрывает бессознательно свою брошенность в отношениях и часто нападает на себя самого внутри себя, занимается деструкцией и самодеструкцией. Живёт в осознаваемой или неосознаваемой ненависти к первичному объекту, матери, которая покинула его, но помещена внутрь себя и под это выделено часть ткани я от самого я. Поэтому это субъективная частичная смерть, которая переживается в виде как раз той самой депрессии, которая не поддаётся лечению врачами с помощью любимых ими к применению антидепрессантов и когнитивно-поведенческой терапии. Нападки на я, на себя у такого человека ознаменованы неосознаваемой агрессией на мать, пререживания по отношениям с которой не прошли стадию горевания как это бывает у невротических пациентов. У невротического пациента стадия горевания по сепарации от матери более или менее проходится, застревают же они зачастую в теме дальнейшего правильного формирования инстанции Сверх-я, что также связано не только с матерью, но и с отцом.

 

Другие виды родительских комплексов.

 

Отношения с родителями приводят и к другим феноменом, например к внутреннему конфликту с агрессивным и подчиняющим Свехр-я, за которым виднеется фигура первичного объекта.

 

Правильно сформированное Сверх я (в виде «имаго» от родительских объектов) становится защитником и помощником при столкновении с импульсами первичных внутренних влечений, (Оно или «Я-Идеального», Архаики). В этих влечениях источник жизни и источник смерти. Поэтому комплексы (родительские комплексы, комплекс мёртвой матери, нарциссический комплекс, меланхолия и др.) являются защитой от этих сил и так просто они не убираются психофармакотерапией и обычными методами психотерапии. В работе с ними очевидно нужен комплексный подход, то есть интегрированный (синтез психоанализа и духовно-ориентированной психотерапии).

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 

© Потеенко Юрий Владиславович 

 

 

О Доверии, Вере и Реальности. Какие силы двигают человеком?

 

 ® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.