МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Не для кого в наше время уже не секрет тот факт, что жизнь и судьбу человека определяет набор его детских психотравм.

 

В чём секрет «мира психотравм»?

 

Психотравма — это расщепление личности человека (личности ребёнка как реакция на родительское воздействие) на несколько частей, среди которых многие специалисты для удобства в работе и анализа выделяют Здоровую часть, Травматическую часть и Выживающую часть, объясняя их (в деталях) по разному и в зависимости от той или иной научной парадигмы или школы психологии. Психотравмы есть у всех людей, так как все жили с травмированными, не идеальными родителями и становятся сами такими же родителями для своих собственных детей. Травмы просто бывают разными.

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Фиолетовая ночь

 

Здоровая часть  — это потенциал, должный развиваться согласно «человеческой природе». Есть животная природа, присущая человеку, есть разные силы, влияющие на человека (архаика, архетипы, бессознательное рода, семейной системы, родителей, коллективное бессознательное, силы гун, разные силы не-человеческой и безличностной природы).

 

Здоровая часть человека — это здоровые проявления, то есть чисто человеческой природы, то есть природы присущей человеку, а не присущей животным, деревьям, растениям, минералам, неорганике и др. Так как человеку дана свобода, то человек может позволить себе многое (но на какое-то ограниченное время, до болезней и проблем, ненавязчиво учащих человека вернуться к своей человеческой природе).

 

Здоровая часть очень важна и для работы с клиентами психологам и для работы с пациентами врачам. В здоровой части человека сокрыт ресурс для успешного прохождения курса психологического консультирования или психотерапии, лечения. Без знания о здоровой части, нет и терапии как таковой. Потому что куда ведёт своего клиента психолог или психотерапевт? От чего нудно избавиться — видно всем, но к чему нужно прийти — не всегда очевидно и разнится в зависимости от той или иной научной парадигмы или школы психологии.

 

Что известно о здоровой части и о здоровых тенденциях в человеке? Общепризнаны или интуитивно общепонятны или могут быть поняты как факт или могут быть приняты на веру следующие человеческие тенденции и продуктивные человеческие мотивы существования и проживания жизни, ведущие к гармонии, заполнению внутренней пустоты и нужды:

 

  • Человек не может не служить (служить Миру, жизни или кому-нибудь ещё). Проявляется это часто в служении людям или иллюзорным идеям, а также в служении самому себе, но это перечисленное (являющееся отклонением от человеческой природы из-за неправильно выбранного объекта служения) ведёт к проблемам, болезням и расстройствам. Человеческая природа — это служение не другим и не себе самому. Это служение Третьему. Есть человек и есть люди, и если для человека нет чего-то третьего, то есть Природы, Мира, Вселенной, Бога и другие имена чего-то большего, чем сам человек. Нет если понятия Источника жизни, Высшего начала, то это тупик в развитие человека. Потому что как только человек забирается на трон главы природы или вселенной, он тут же падает оттуда. Может быть он плохо карабкается или мало ещё знает? Возможно. Человек свободен делать то, что он хочет, и столько, сколько он хочет. Вселенная никуда не торопится.
  • Природа человека — это делание добра и не делание зла. Но человеку дана свобода жить так как ему кажется, что будет для него лучше. В этом (в этой свободе) проявление подлинной любви Источника жизни, Вселенной, Целого. Ибо нет настоящей любви без свободы. И это (последнее) знает каждый.
  • Природа человека — вечна.  А иначе он бы ни был таким беспечным, рисковым или безразличным к вопросу своей конечности. Конечно это не аргумент, но опыт святых и просветлённых всех времён и народов прямо нам указывает на это. И интуитивно человек и сам это чувствует. 
  • Есть измерение, доступное человеку, которое называют по-разному, но суть которого выражено и может быть проявлено в отсутствии чувства «моё» и отсутствии чувства «я». Это измерение — безличностное (другие названия: просветление, освобождение). Иногда его называют своего рода промежуточным состоянием между личностным и безличностным аспектом бытия. В этом измерение вопрос вечного существования становится очевиден. Но без проживания своей человеческой (личностной) природы, человек не целостен до конца, даже имея опыт безличностного существования. Потому что он открыл лишь одну из граней бытия и время это показывает. Всё имеет своё время и свой срок, когда дело касается человека.
  • Человек не может не думать. И вопрос лишь о ком или о чём действительно важном ему думать?
  • Человек не может не желать. Вопрос лишь о ком или о чём важном ему желать? Но желания человека часто приобретают форму нужды или жажды, которая образуется и усиливается по мере отдаления человека от источника любви, от природа человека.
  • Человек имеет призвание или предназначение. Человек — призван. Вопрос лишь кто его призывает? Этот мир соблазнов и целей? Мир травм? Или кто-то или что-то ещё?
  • Человек не может не верить. Человек, чтобы жить, должен на что-то опираться, а для этого нужна вера. Поэтому не существует людей, которые ни во что не верят.
  • Человек ограничен. Ограничен служением жизни. Человек не хозяин жизни.
  • Человек не может не стремиться к знаниям, то есть не может не развиваться. Человек не может не развиваться, соответственно не может не стремиться к знаниям. Есть развитие индивидуальное, есть развитие в паре. Чтобы усваивать знания, нужно освободить сначала место от прежних знаний, поставив их под сомнение, тем более, что в большинстве случаев знание — есть реакция на отношения в нуклеарной родительской семье и в семейной системе или прямое усваивание позиции родителей (или уже умерших родственников в семейной системе). 

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Мир без деревьев

 

Природа человека — делание добра и не делание зла, то есть проявление «человечности», но по планам и силам, данным Жизнью (Потоком) и данным по милости Источника этой Жизни (ресурс сил которого неисчерпаем), то есть дан тем, что стоит за самой Жизнью, за Потоком (именно это принято во всех культурах называть Богом, «Господом всех Миров»).

 

И делая добро (и не делая зла) именно в том месте и тем людям и через то (через ту деятельность), что определяет не сам человек, а определяет сам Бог, если человек с ним связан, или определяет сама Жизнь, в Потоке которой человек неизбежно находится.

 

Но в наше время (и во все времена так было в той или иной степени) сам человек стал для себя и для Жизни Господином. И теперь большинство людей ошибочно хочет, чтобы не они служили Миру, а чтобы Мир служил им. Мир им и служит, утягивая со временем на самое своё дно, неизбежно отнимая то, что дал. Потому что таковы законы Потока материальной жизни. В материальном потоке всё постоянно двигается и всё меняется и нет смысла ни к чему привязываться. И лишь те люди ощущают о себе заботу Потока жизни, которые не имеют ни жизненных целей, ни привязанностей, а живут интуитивно, будучи внутри пусты, Пустота становится формой, а форма снова становится пустотой. Но это лишь альтернатива как можно жить. Причём не отражающая всю природу человека. В таком проживании в Потоке нет подлинной любви, сострадания и отсутствия эго (корень эго при жизни в Потоке не исчезает до конца, а сворачивается в потенциал, который раскрыться может неожиданным для человека образом).

 

Поэтому те люди, которые немного (но лишь отчасти) понимают, что происходит — порой предлагают другим людям и пробуют сами для развития их здоровой части разные псевдо-методы под видом психологии и эзотерической психологии, когда человек (то есть по сути раб этого мира и слуга Господа) ставит себе задачу правильно желать желаемого. Намеревать хороший для себя результат, правильно приманивать цели (деньги, удачу, партнёров по парным взаимоотношениям и прочее). Разумеется это не реально (делать можно, но результат если и будет, то временный). Мир будет подыгрывать таким людям, в конце концов делая так, чтобы они потеряли и то что получили и всё остальное, что было у них, не начни они играть в рулетку с Миром. Мир — это архетип Эго. И выиграть у Эго не реально никому. Но людям надо во что-то верить (согласно их человеческой природе). И люди верят в то, во что им хочется верить. И даже придумывается идея о том, что человек сам Творец своей жизни.  Сколько людей стали заложниками такой идеи? И сколько людей в этом месте скажет о том, что надо лучше стараться, верить в себя? Или сколько людей скажет, что знает как надо жить и как получить желаемое?

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Несколько деревьев вечером

 

А сколько людей скажет: «Да, всё верно, вернитесь в лоно церкви и грешники покайтесь!» Сколько людей фанатично и искажённо понимает идею отношений между собой и Жизнью, Богом? Бог или источник Жизни — один, но пути к нему — неисчерпаемо разные. Как и люди разные, так и пути разные и не человеку это решать. Так христианская традиция отвратила от себя огромное количество людей. Но это не вся идея отвращения к церкви и к Богу. Бог — это олицетворение отца. Жизнь — это олицетворение матери. Понаблюдайте сами тот факт, что каковы отношения у человека с отцом, таково и его отношение к Богу. Каковы отношения у человека со своей матерью, каковы его ожидания, таковы и его отношения с Жизнью и ожидания от жизни (и с доверием к жизни, и с не привязанностью к жизни как к Потоку и т. д.).

 

Также многие христиане, читая труды святых отцов (людей, стяжавших дух божий и прошедших процесс соединения с Богом в той или иной степени), видят мимо строк о том, что борьба с грехом ведётся по милости Господа. Многие люди попавшись на чувстве вины за свои грехи продолжают усиливать своё эго через то, чтобы возвыситься через свою борьбу (со злом в себе) или через тщетную попытку быть добрыми, стать победителем, в чём можно лишь «преуспеть» через признание своей немощи. Что уже и не выигрыш и не победа вовсе, а проигрыш, который тоже, в свою очередь, специально никакими духовными практиками и молитвами, ритуалами не организуешь.

 

А сколько людей погрузилось в духовные практики восточной индуистской традиции, с тем же успехом пытаясь преуспеть, но по своим программам самореализации и достижения просветления?

 

…И всё это вышеперечисленное, очевидно, что ещё больше усугубляться (в своей фиксации или хаосе) силой действия в людях детских психотравм, травмированных частей.

 

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Безлюдье

 

 

Травмированная часть — это идентификация с родителями, то есть подмена идентичности на родительскую. Травмированная или травматическая часть — это белые и чёрные дыры в идентичности.

 

Белые — это взятие на себя, идентификация с позитивными (но ригидными, не подвижными, от ума, не рождёнными в моменте, как панцирь) чертами родителей.

 

Чёрные — это очевидно (осознанно) негативные и негативные бессознательные черты родителей. 

 

Что такое «черты родителей»? Это стратегия (или реакция), направленная на цель. Если ребёнок взял черту родителей, то может и не видеть цели. Но даже, если и видит, то всё равно это не его черта (стратегия или реакция, направленная на цель). Но и не это главное — главное, что это не здоровая часть, так как здоровая часть не живёт стратегией (или реакцией) направленной на цель. Это не её природа. Поэтому, зачастую, человеку, чтобы вылечиться или начать жить с нуля (чтобы вылечиться или перестать страдать) надо убрать прежние цели и стратегии (или реакции) проживания жизни или выживания в жизни.

 

Отсюда хорошо видны все существующие симптомы, расстройства, проблемы и болезни.

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Ассиметрия (диптих)

 

Что такое невроз? Это фиксация на какой-то черте характера.

 

Что такое депрессия? Это фиксация на неправильно выбранной жизненной цели или фиксация на реакции выживания, связанной с какой-то потерей.

 

Что такое панические атаки (ПА)? Это смещение на фиксацию на телесных симптомах, замещающую не проявленную и не выраженную какую-то потребность, нужду. Не выраженную и даже, порой, и не проявленную (не осознаваемую) потребность здоровой части.

 

Что такое психоз? Это отождествление с бессознательными (не осознаваемыми самими родителями) негативными чертами (стратегиями или реакциями) родителей и (или) членов семейной системы. Это могут быть даже какие-то убийства по роду.

 

Что такое биполярное аффективное расстройство, что такое пограничное личностное расстройство? Всё это какие-то отождествления с негативом живущим в родителях. Психотерапевты открывали такие подвалы бессознательного, когда речь шла о подмене детей (то есть ребёнок от одного мужчины, а инсценируется матерью, что он от другого).

 

…И т. д. вся МКБ (медицинская классификация болезней)…

 

Тема лечения соматизации (болезней) и психосоматики различной этиологии путём фармакотерапии, медленно уходящего в прошлое, классического психиатрического подхода раскрыта статье «Причины соматизации. Причины болезней тела, органов и их систем» 

 

Но для человека лучше не знать заранее (ответ по его случаю) и не предполагать возможное, а пройти длительный курс психотерапевтических встреч с психологом или психотерапевтом с соответствующей подготовкой. Причём следует знать, что это должна быть серьёзная длительная терапия, а не краткосрочные методы гипноза или расстановок Хеллингера, психодрамы и т. п. Краткосрочные и групповые методы результата не дают, они лишь помогают в него верить. Почему так? Потому что знание не должно быть от ума. Многие люди, поработав с психологом, адептом краткосрочных методов, всё понимают, но ничего в их жизни не меняется. Значит понимание не полное и не затрагивающее «травмированную часть» личности, а сама терапия стала не лечением, а стратегией выживания «травмированной части». 

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Вечер

 

Выживающая часть — это либо травмированная часть в чистом виде либо часть, которая занимает место травмированной части (вдавливая её ещё глубже в подвал бессознательного) убеганием в деятельность, направленную на не столкновение с травмированной частью и (или) направленную на не столкновение с непроявленной чертой родителей внутри их самих.

 

Что за убегание? Это проблема «блокировка изменений», которая проявляется через сохранность выживающих частей через то, чтобы под разными предлогами организовывать активность и деятельность так, чтобы не сталкиваться с тревогой и депрессией, исходящими от травмированных частей.

 

Убегание, направленное на не столкновение с непроявленной чертой родителей внутри их самих (внутри убегающих как родителей от своих травм, так и их детей, не желающих разбираться с родительским внутри себя, неизбежно там имеющимся в силу проживания с родителями в раннем детстве).

 

Также не стоит забывать о втором механизме (помимо убегания). Это отождествление с родительскими частями. Потому что, в свою очередь, отщеплённые собственные травмированные (травматические) части родителей не живут сами по себе где-то там на периферии, в подвале бессознательного. Они живут в семейной системе и никуда не исчезают, а передаются по роду дальше. С ними (с этими частями) очень часто дети и отождествляются, словно идентифицируются. Части личности детей (а именно «симбиотические части», то есть части, стремящиеся к симбиозу с родителями) растворяются в травмированных отщеплённых частях родителей — таким образом травма родителей переходит к их детям.

 

И, что интересно, болезнь (заболевание) позволяет в этом случае одновременно удерживать и отталкивать состояние симбиотической близости с травмированными родителями.

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Попытка дождя. Пастух

 

Отдельно можно выделить, так называемую, «травму идентичности» — это когда нужна ребёнку (а потом и взрослому) не любовь другого человека (или родителя), не какая-то часть другого (родителя) для самостоятельной жизни, а нужен сам другой и нужен рядом и как своя идентичность. Так многие люди живут не своей (не здоровой) жизнью.

 

Здесь налицо беспомощность в получении любви и отказ от неё. У человека во взрослой жизни сложность получать любовь и проблема с тем, куда направлять свою любовь. Здесь травмирована сама потребность в любви. Это обычно отражается в шизоидной динамике в личности, в аутизации или в интроверсии.

 

И это отличается от ещё одного вида травмы — «травмы любви».  Травма любви — это когда человек нуждается в любви другого человека и становится зависим от него. Причём чаще всего он выбирает именно такого человека, который любить его не будет, тем самым напоминая, воссоздавая и возвращая в ситуацию в родительской семье, где осталась не реализованной эта потребность в любви и подлинной заботе, приобретающие порой причудливые формы желаний угадывания своих желаний и в их немедленном удовлетворении. Человеку бессознательно нужен не хороший объект, а плохой, чтобы сделать его хорошим.

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Предчувствие

 

«Травма чувства вины» — особый сложный вид травмы. Почему так? Потому что бывает разных видов:

 

  • виноват перед собой и перед другими — как результат лояльности к агрессорам (виновность по отношению к агрессорам, не распознаваемым таковыми из-за лояльности к родителям-агрессорам)
  • чувство вины как «совесть», где совесть (псевдо-совесть) — боль от нестыковки двух представлений внутри себя
  • чувство вины — как другой (альтернативный и иллюзорный) вариант решить проблему непринятие чего-то или кого-то в своей жизни посредством использования представлений о карме, воздаянии. Здесь выход в том, чтобы изучить и понять как на самом деле работает закон воздаяния, как действует по факту Бог (к которому идёт отсылка по смыслу) и который никого не наказывает (человек сам себя наказывает).

 

Особо интересно, это как неосознаваемую базу для чувства вины дают внутренние части человека, которые идентифицируются с агрессором, а это прежде всего с собственными матерью и (или) отцом, и поэтому являются лояльными к агрессору, так как полностью зависят от него (всё так же как и в детстве). И это продолжает жить во взрослом человеке.

 

Такие люди не могут проявлять свою злость к родителям-агрессорам (и соответственно к другим людям-агрессорам в своей взрослой жизни), им приходится подавлять её. Поэтому они направляют свою злость на себя. Это может проявляться в продолжительном игнорировании своих травмированных частей (которые дают о себе знать в виде телесных симптомов), и в прямом насилии, направленном на себя (медикаменты, наркотики, нанесение травм, когда люди царапают и обжигают себя, а в экстремальных случаях — попытки самоубийства). Сюда же относятся и перверсии как эротическая форма ненависти. 

 

Существует ещё «травма манипулирования» — это когда человека использовали (родители).

 

Известны и другие виды травм, особенно интересны и широко распространены «травма фаллическая у женщин»  и «травма страха архаической матери у мужчин». Эти травмы проявляются и в жизни и в парных отношениях. Теме «Проблема переноса незавершённых, травматических отношений с родителями на других людей, в паре и в жизни» посвящена одноимённая статья.

 

Мир травм богат и разнообразен. И нужен хороший проводник. Таким проводником обычно является психолог или психотерапевт с необходимой подготовкой. О разных школах подготовки  психологов и психотерапевтов можно почитать в статье «Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик — в чём разница?»

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Тишина

 

 

Эпилог или Пролог

 

Есть разные классификации травм, в зависимости от разных теорий, стоящих у изголовья методов и у изголовья попыток понять и объяснить проблемы, возникающие в человеке, его иррациональность, его подверженность к не ведущим к гармонии способам реагирования и проживания жизни.

 

Завершая наш экскурс в мир травм, сделаем пару-тройку коротких набросков чтобы объединить, интегрировать сразу все существующие классификации мира травм, чтобы привести их к общему знаменателю.

 

Человек не целостен и в нём живут разные его части, выходящие на сцену сознания и играя свои роли в проявленной жизни. Создаётся некий образ себя, но он не устойчив, не определим, его невозможно зафиксировать. И такие попытки зафиксироваться в некую ригидную форму себя оборачиваются для человека проблемами, болезнями, личностными расстройствами.

 

Можно выделить в человеке следующие основные части.

 

Есть «выживающая часть». Её ещё можно назвать «надеющейся частью». Она надеется, что рано или поздно всё само собой наладится и придёт к тому лучшему во что верится. Но так никогда не происходит, а надежда продолжает жить. Человек идя по жизни никогда не может приблизиться к линии горизонта. И в нём живёт вечная нужда в чём-то большем. И он не обманывается — нужда есть.

 

Есть «здоровая часть». Или её можно назвать «нуждающейся частью». Она нуждается в самом главном, но часто не может определить «что же это?» Сказать человеку сразу в чём он нуждается — будет ошибкой со стороны специалиста-психолога, даже если он понимает в чём по факту заключается нужда каждого. Но нуждаются люди обычно в чём? Во внутреннем гармоничном состоянии, к которому пытаются прийти через решение каких-то проблем или закрытие каких-то нужд на прямую. То есть нуждаются (в зависимости от развитости интеллекта, личностной зрелости и опыта жизни) в следующем:

 

  • В «просто жить», стремясь к удовольствиям и избегая не-удовольствий. Жизнь, подобная животным. Всё время так человек не сможет.
  • В достижении цели, достигнув которой человеку кажется, что будет ему гармония. (Это могут быть и материальные блага и деньги и отношения и здоровье и др.). Всё это называется зрелыми людьми иллюзией.
  • В достижении гармонии напрямую через изучение законов работы психики, законов этого мира, если человек не считает себя чем-то отдельным от мира, природы, бытия, Целого.
  • В естественном состоянии (обратное от искусственного состояния). Хотят быть свободными и не притворяться, не быть искусственными, не жить искусственной жизнью, не пытаться сохранить образ себя. Но в тоже время хотят быть внутри не пустыми, не снова нуждающимися в чём-то, после того как стали свободными и не зависимыми, как им кажется, от других. Здесь люди разделяются разные вереницы ищущих гармонию и духовность людей.
  • В духовности. В покое на душе. Возникают вопросы о том, что находится за пределами личности или личностного существования. Узнаются и изучаются разные пути — путь знаний, путь служения, путь не привязанности к плодам своей деятельности, путь медитации, путь прямого познания своей природы, путь освобождения (просветления), путь поиска Бога, путь обретения союза с Богом и др. разновидности путей по закрытию главной нужды, продолжающей жить внутри и обновляться каждый новый день или в конце дня, недели, месяца.  

 

Далее, есть «травматическая часть» (расщеплённая часть или отщеплённая травма). Именно в этой детской инфантильной части живёт патологическая иррациональность, связанность, зависимость, слепота и хаос. Как она проявляется? Человеком периодически двигают или овладевают слепые инфантильные чувства («хочу и всё», «хочу любви, внимания» и т. п. детские нереализованные и обломанные (фрустрированные) родителями потребности тех лет), иррациональность в поведении («вроде всё головой понимаю, а делаю как и делал»). И отдельно стоит рассмотреть хаос. Но мы к нему ещё вернёмся.

 

И стоит отдельно выделить «компенсаторную часть». Эта часть думает о справедливости (в отношении себя), о мести, о компенсации поражений, потерь и травм. Эта часть напрямую занимается компенсацией той радости, которую не возможно получить через свою травматическую часть, требующую любви и внимания.  Радость добирается через патологические формы удовольствий (алкоголь, развлечения как компенсация, шопинг, спорт как компенсация, путешествия как компенсация, рискованный досуг и т. п.). Компенсаторная часть прикладывает усилия и совершает насилие над собой и другими.

 

Компенсаторной части нужна цель или объект, за который можно держаться и продолжать выживать (в этом она похожа на выживающую часть, поэтому многие специалисты не рассматривают отдельно компенсаторную часть). Задача компенсации — дать себе радость. Задача выживающей части (или выживающего компонента в компенсаторной части) — это за что-то держаться, чтобы не сваливаться (или сваливаться реже) в травматическую часть и в нуждающуюся часть (то есть в здоровую часть).

 

Также ей важно держаться за что-то. Потому что если человек что-то меняет в своей жизни и делает это резко (как это порой транслируется на тренингах личностного роста), то есть оставляет привычное, то в итоге от теряет объект, на котором связывались вместе две силы — инстинкт к смерти (инстинкт к разрушению, мортидо) и инстинкт к жизни (либидо). Действие этих сил хорошо изучено в современном психоанализе. Ворьмём крайний пример. Даже галлюцинирующему психотику (человеку сильно расщеплённому и с изолированной от сознания травматической частью) нужен объект — галлюцинации. И если врач-психиатр медикаментозно купирует галлюциноз, то с психотиком начинает происходить процесс соматизации. В обычной жизни не у психотиков, а у обычных условно здоровых людей, замечено, что болезнь может выполнять функцию объекта по связыванию инстинкта жизни и инстинкта к смерти (разрушению). Так если человек резко что-то бросает в своей жизни или меняет, то он легко может заболеть, если не уцепиться за какой-нибудь новый объект. Человек — существо зависимое и ведомое, человеку нужна связь с чем-то или кем-то как объектом.

 

Это в природе человека — устанавливать связь. Но, с чем именно или с кем человеку устанавливать связь, это человек может выбирать. Если человек не устанавливает связь, то он погружается в хаос. Связь нужна и сам человек может выбирать с чем связать свою жизнь, связать как с объектом служения или как с объектом зависимости, рабства, подчинения ради выгод выживания («выживающая часть»).  Если этим объектом станет человек, то это будет проблемой. Если этим объектом станет идея — то это тоже проблема. Если этим объектом станет тело, здоровье — это очевидная проблема. Если объектом станет Поток жизни, то это хорошее решение, но тоже временное.

 

Возникает вопрос о том, что а разве не является творческим и естественным проживание жизни, когда всё случается, рождается каждый новый день, заполняя пустоту внутри и каждый раз по-новому? Да, является, но если пустота — пуста и свободна от травм, которые занимают часть подвала бессознательно, находящегося на том месте, где должная быть пустота. И мало этого, хоть жизнь в Потоке (иногда её называют творческим проживанием жизни или естественным проживанием жизни) и является во многом решением вопроса о комфорте и гармонии человека, но это всё равно не решает вопрос целостности и закрывает вопрос гармонии лишь на время. 

 

Поэтому рано или поздно человек начинает более пристально изучать свою «здоровую часть».

 

© Потеенко Юрий Владиславович

 

МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?

Самодостаточность

 

В оформлении статьи задействованы картины Сергея Татчина. Продолжение экспозиции картин этого интересного и глубокого (направленного на внутренний мир) художника в другой статье.

 

 ® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.