Интегрированная психотерапия. Интегрированный подход в психологии и психотерапии

Об интегрированном подходе в работе специалиста психолога и психотерапевта расскажет один из кураторов Проекта ЛИЛА Юрий Владиславович Потеенко.

 

Вопрос: Юрий Владиславович, расскажите пожалуйста об интегрированном подходе в психотерапии? Что это? Как вы к этому относитесь? Можно ли считать метод интегрированной психотерапии универсальным, то есть подходящим всем и решающим типичные запросы людей (пациентов). И каким методом вы предпочитаете работать сами с людьми, пациентами?

 

Ответ (Юрий В. Потеенко): В настоящее время мною ведётся работа в основном в интегрированном подходе.

 

В терапию в исключительно одном каком-то методе не беру (за редким исключением, потому что интегрированный подход для какого-то человека и в самом деле может свернуться (на время) в какой-то один метод работы, но обычно такого не происходит).

 

Не каждому человеку подходит что-то одно как универсальное. В каждом методе, пусть даже глубинной психологии (психоанализ, юнгианский анализ, экзистенциальный анализ или духовно-ориентированная психотерапия, духовная терапия) есть свои ограничения.

 

Опыт показывает, что интегрированный подход более эффективен и актуален с учётом особенностей структуры личностей людей. И с учётом сложной финансовой ситуации тоже. Понятно многим в наш информационный век о том, что в основе отношения к деньгам и соответственно в основе финансовых сложностей у людей часто лежат психологические бессознательные причины. Но если абстрагироваться от этой не простой темы требующей длительной терапии и исследования бессознательного конкретного человека, то собственно говоря непостоянство мира — это обычное дело, а не кризис.

 

Природа непостоянства — это часть жизнь.

 

Исследуя свою природу человек может выйти на тему целостности, личностной непрерывности и постоянства но это уже область духовности и духовных знаний. То есть сфера для многих людей закрытая в силу развитого интеллекта, веры в науку, в силу фантазий и верований переданных по наследству.

 

Далеко не у всех есть возможность заниматься 3 раза в неделю и в течении многих лет. Всем (профессионалам) известно что терапия (или процесс психологического консультирования в контексте глубинной психологии, а значит и глубинной проработки) исчисляется не одним и не двумя годами. Не менее 3 х лет точно. А с учётом личности современного человека и передачи эстафеты проблем от родителей к детям сейчас нет людей с небольшими проблемами чисто невротического уровня. В лучшем случае терапевты имеют дело с пограничной структурой личности и всё чаще начинают иметь дело со смешанной и пост- или пред- психотической личностной структурой или с зонами в личности, где развитие было провалено или прервано.

 

Пустоты в личности требуют особых знаний и знаний из областей сродни целительству и шаманству, когда специалист вынужден иметь дело с архаикой человека, с котлом тёмных влечений в человеке, с захватами части я не только материнским или отцовским имаго (что хорошо исследовано в психоанализе), но и с захватами архетипов из филогенетического прошлого человека. Здесь не каждый психоаналитик справится. У целителей другой подход и первоосновы, поэтому они берутся справляться, но это не менее опасно, так как целитель обычно и сам не может объяснить, что он делает. И если углубиться, то не всегда понятно во что и кому верит целитель, а значит кому вверяет заботу о своём пациенте.

 

Людям нужны ориентиры для самостоятельного движения в понятном для себя (а не только для терапевта) направлении даже в сложных случаях, когда терапия требуется не менее 6 лет. Для этого и создавался наш Проект ЛИЛА, который объединяет знание и мастеров своего дела из разных областей помогающих профессий.  И также предоставляет читать статьи в Публикациях, где есть хорошие зацепки для самопознания. Лам Проект пропитан интегрированным подходом.

 

Интегрированный подход даёт правильные ориентиры человеку. Или должен давать. Но неизвестно что человек в себя вбирает, что усваивает, а что выбраковывает использую призму своего сознания. Поэтому просто читать статьи конечно не достаточно. Как и не достаточно просто положиться на терапевта и психоаналитика. Многие жалуются на феномен зависимости от своих психологов, психотерапевтов и аналитиков. Конечно если психоаналитик международного уровня (то есть из стран где традиции психоанализа не прерывались и развивались беспрепятственно), то скорее всего такого не случиться и зависимость будет носить временный характер. Но обычно люди находят себе специалистов попроще и по бюджетнее. И не знают о том, что такое опытный специалист или опытный психоаналитик. В статьях в Публикациях есть статьи на тему своего рода эталонов терапии, например статья о «кадре», о дисциплине и расслабленности в работе терапевта и о правилах психотерапевтической работы, о правилах работы психологов и психоаналитиков — О кадре 

 

Интегрированный подход позволяет преодолеть ограничения времени и подстроиться под любого человека. Но он не дешевый. Терапия вообще не дешёвая вещь. Так как является штучным продуктом ручной работы. Она не может быть поставлена на поток. Терапевт (психотерапевт, психолог) не может принимать на себя работу с большим числом людей (пациентов). Потому что берет их проблемы на себя в начале и в середине терапии. Это известный феномен. То есть терапевт «болеет» не за пациента, а болеет вместе с ним и вместо него. Терапевт попадает туда же, где находится клиент и получает искушение избегать проработки проблемных зон или наоборот идти в них. Но у него должны быть ориентиры по собственному выходу из большинства лабиринтов проблем и болезней свойственных роду человеческому.

 

Пациент в свою очередь боится доверится терапевту, потому что боится, что терапевт не выдержит или не справится с проблемами пациента как не справились родители и опекуны. И эти опасения в реальности не напрасны и являются не только результатом не решённых проблем пациента в отношениях с родителями, бессознательно переносимыми на терапевта.

 

В этом отличие врача-психотерапевта (классического клинического врача психотерапевта или психиатра) который бессознательно держится на расстоянии от пациента за счёт директивных методов терапии. И поэтому многие психологи, психологи-психотерапевты, психоаналитики довольствуются поверхностными методами не-глубинной психологии или не идут вглубь в своих методах глубинной психологии. Психиатрия и вовсе идёт путем отгораживания от пациента медикаментозными методами лечения, которые в лучшем случае лишь купируют проблему или болезнь. Купируют разумеется лишь на время или вместо одной проблемы или болезни появляется другая, или они меняются местами (была проблема — стала болезнь, была болезнь — появилась проблема).

 

Психотерапевт должен проходить личную терапию (желательно не одну и желательно законченную иметь за плечами, но, мало того, желательно в разных методах), должен регулярно участвовать в супервизиях и интервизиях (групповые супервизии), участвовать в семинарах ведущих специалистов ведущих школ и школ малоизвестных. Это необходимо для того, чтобы идти в ногу со временем.

Поэтому большую часть своего гонорара специалист должен тратить или неизбежно вынужден тратить на повышение своей квалификации.

 

Из сказанного нельзя сделать вывод, что интегрированный подход удовлетворяет запрос любых людей в любых обстоятельствах жизни. Это так и не так одновременно. Дело в том что не существует такого специалиста (пусть даже работающего интегрированно) который может помочь любому человеку. Так может только Бог, Природа, а специалист же Богом не является и в лучшем случае понимает свои ограничений самой природой. И у каждого специалиста в результате этого есть свои пациенты, с которыми он может работать и есть те с кем не сможет. Но кто это будет определять? Пациент или терапевт? Сама жизнь возможно подскажет через интуицию, которая не есть опыт прошлого и не есть чувства, и которая прорабатывается на терапии и высвечивается в процессе встреч. Если у терапевта всё в порядке (он принимает свои ограничения), то не будет удерживать в терапии человека, а передаст коллегам.

 

Есть определенные правила в работе, которые позволяют прорабатывать острые углы и темы. О правилах рассказывается пациенту. И он на них соглашается. Всё обсуждается. Это важно, так как зачастую с родителями такого заинтересованного обсуждения не было. Услуга терапии, являясь платной, обеспечивает не использование терапевтом пациента в любых личных интересах. Нет и дружеских отношений через это. О правилах как  уже сказано есть отдельная статья (и не одна) на сайте Проекта «ЛИЛА-профессиональные психологи и психотерапевты» в разделе Публикации, чтобы люди понимали зачем они нужны  — зачем нужны правила в работе психолога, психотерапевта, психоаналитика и какими они должны быть, согласно международным стандартам, отвечающим за качество работы и за сокращение ошибок в работе, ошибок которые не избежны. Но которые опытный специалист, работающий по правилам сможет более гарантированно обернуть на пользу пациента, если конечно на то будет воля обстоятельств жизни.

 

Иногда жизнь словно живая и разумная субстанция как если помогает человеку, а иногда словно не пускает. Не всё человек должен знать и понимать, потому что это знание может ему навредить. Можно так человеку открыть глаза на правду о причинах его проблем, что человек со слабой личностной структурой, с пустотами в своём «я» может и не справиться. Конечно природа позаботиться в любом случае и на месте более тяжелой проблемы появится проблема помягче. Так бывает когда вскрывая травмы детства в пациенте начинает усиливаться процесс соматизации, то есть человек начинает чаще болеть или заболевает серьёзной болезнью. Но это лучше чем суицид, когда развязываются влечения к жизни и влечения к разрушению.  Так с точки зрения природы. Но с точки зрения опытного специалиста гораздо качественнее медленная работа, нежели быстрая помощь в осознании себя человеку. И возможно ещё важнее дать человеку знание о правильных жизненных опорах, если это не сделали в должной мере отцовская и материнская фигуры.

 

Возвращаясь к вопросу об универсальности интегрированного подхода стоит отметить что в него включено всё, в том числе и возможность для людей с малым материальным достатком работать над собой самостоятельно или с другим специалистом в каком-то возможно одном методе (не интегрированном), но с пониманием направления для себя, которое проясняется (может быть прояснено) через чтение специальным образом структурированных статей в разделе Публикации.

 

В интегрированном подходе применяется тот подход или метод, который соотносится с ресурсом человека и с его личностными особенностями (структурой личности и личностным функционированием). Поэтому интегрированный специалист желательно должен иметь медицинское образование или клиническую переподготовку (или опыт понимания размышлений психиатра и понимание психиатрической теории её плюсов (в диагностики) и минусов в предлагаемом лечении (не-глубинной подход, директивный подход, медикаментозный подход)).

 

Сразу даётся в интегрированном подходе (по мере ресурса человека) направление для исцеления, а не только исследуется и прорабатывается патогенный опыт и привычки, что является также важной частью работы, так как фундамент личности закладывается в детстве через тот или иной рисунок отношений с родителями, с первопредками.

 

Следует предостеречь о том, что если специалист психолог, психотерапевт говорит (и сам верит) в то что работает интегрированно — это ещё не факт реальности. Важно задать вопрос такому специалисту о том, сочетание каких именно методов он использует, в какой пропорции и как определяет что полезно человеку, а что нет? Важно понять специалист реалистичен в отношении себя и своих способностей или ставит себя на место гуру, мастера, творца, состоявшегося успешного специалиста. Говоря иначе, кому он приписывает успехи в своей работе? Это важный вопрос и для специалиста и для пациента.

 

Уж лучше не заниматься ни с кем, чем заниматься со специалистом самоуверенным или ведущим своего пациента к здоровью любым путем. И нужно понимать, задумываясь периодически о том куда я иду по жизни, в чем ее смысл и куда ведёт меня терапевт и в чем он видит смысл.

 

Это будет отрезвлять и помогать не привязываться эмоционально ни к каким временным вещам. Мысли о смерти, памятование о ней в некоторых школах психологии считается даже определенным эффективным методом. А в некоторых духовных школах считается даром, подарком судьбы. Обычно же человек избегает таких мыслей, отгоняя их от себя. Психологи и психотерапевты, если сами таких мыслей избегают, то помогать будут убегать от них и своим клиентам (пациентам). А что является для человека идеальным способом избегания решения сложных проблем? Создать другую проблему, желательно не решаемую, чтобы было на что отвлечься.

 

Наука и религия сочетаемые ли вещи? — возникает вопрос.

 

Вопрос: Да, именно такой вопрос возникает, слушая вас. Тема Бога режет слух многим современным людям, особенно молодым.

 

Ответ:

 

Религия и психология изучают по сути одни и те же феномены. Наука не может опираться на веру как метод. В этом ее отличие и ограничение. Так как тот кто верит тот и получает подтверждение веры. А тот кто не верит тот и не получит. Однако если человек является частью некоего разумного целого (что многие дети интуитивно чувствуют, но потом отходят от этого, устремляясь к своим личным целям и желаниям), то тогда это Целое более разумное чем человек? Или нет? Если есть законы этого Целого, словно некие порядки любви (что и объясняет наличие совести и морали), то значит болезни и проблемы (некоторые из них) тесно связаны с нарушением этих законов? Психологи и психоаналитики исследуют работу подсознания и бессознательного человека, а также психоаналитики углубляются а изучение механизмов уровней функционирования тех или иных личностных структур. Психиатры исследуют структуру личности и психику в отрыве от Целого. Экзистенциальные аналитики исследуют смысл жизни человека как ведущий мотив к гармоничной или дисгармоничное жизни. Духовно-ориентированный психотерапевты изучают духовное бессознательное находящееся за пределами личного бессознательного и коллективного бессознательного. Духовные терапевты не занимаются психотравмами и опытом прошлого пациента, а формируют новое я, работая не с личным бессознательным, а с духовным бессознательным человека.

 

В идеале интегрированный психотерапевт, психотерапевт работающий интегрированно или занимающийся интегрированной психотерапией должен применять (знать) все вышеперечисленные подходы и методы внутри них. А иначе интеграция будет не полной.

 

С моей точки зрения и не только с моей если посмотреть разумно, специалист должен разбираться и в духовно-ориентированных методах психотерапии и в духовной терапии. Потому что никогда не известно заранее в чем ресурс и способности пациента (клиента услуг психотерапевта, психолога). Причём есть ресурс ближайший, а есть ресурс отдаленный. И важно заниматься ближайшим. Это как ближайшая зона развития личности.

 

Все эти ресурсы оценить и задействовать в должное время может помочь только интегрированный (интегрированно работающий) психотерапевт, психолог или специалист просто талантливый с развитыми и личностной и духовной сферой внутри себя, но допустим работающий каким-то одним узким методом. Такое может быть. Но мы не знаем пока таких специалистов. Поэтому можем предложить специалистов, работающих Гештальт, КПТ, транзактный анализ, психоаналитическая терапия, психоанализ, аналитическая психология, терапия творческим самовыражением на базе глубинной психологии, экзистенциальный анализ, психосинтез Ассанджиолли, индивидуальные расстановки учеников авторских подходов и др. авторские методы или их сочетание, включая театр архетипов и юнгианско ориентированные изыски — то есть всё классическое и аутентичное.

 

Есть интегрированно-работающие специалисты с разным пакетом методов в радуге подхода.

По стоимости тоже будет разная стоимость в зависимости от пакета методов.

От 2 т. р. до 10 и выше.