Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

«Как жить дальше?» и вообще «Как жить? —  Как жить правильно, так чтобы быть счастливым?», «Как не ошибиться в выборе?», На что в жизни опираться? Как реализовать свои желания (и чтобы точно знать, что свои, а не внушённые)? Как найти себя и своё (раскрыть свой потенциал и свою природу)?  — ответы на эти вопросы ищут себе люди во все времена и ищут и в 20 лет и в 30 лет и в 40 и …в 60.

 

 

Такой вопрос (или вопросы) возникает в кризис желаний и целей, в период разочарований из-за нестыковки того что человек хочет в жизни и тем как разворачивается сама жизнь.

 

 

И здесь важно не пропустить этот период, эту точку! Это, словно, перекрёсток жизни. Точка эта очень полезна не только для самоисследования, а как удачный шанс  для изменения траектории жизни, стиля жизни, мировоззрения и способа жизни (поворот судьбы).

 

Потому что в жизни гораздо важнее понять не кого выбирать (с кем жить?) и не что выбирать (кем быть и как быть), а как совершается сам выбор, ответить на вопрос «кто выбирает?» (кто такой этот Я?, какова природа сознания?) и задуматься есть ли вообще свобода выбора? У человека есть иллюзорное ощущение свободы выбора. И пока в течение жизни сама жизнь эту иллюзию из человека не выбьет, будет сложно определять что делать, выбирать и жить гармонично. Причём это не единственная иллюзия из-за которой человек страдает. Поэтому всегда существовали споры на тему свободы выбора (и споры эти не закрываются без разборок с остальными видами иллюзий человеческого существования). Этими вопросами занимаются психологи направления «экзистенциального анализа» и направления «духовно-ориентированной психотерапии».

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

 

Несколько слов о школах экзистенциальных и духовных направления знания. Психологи направления «экзистенциальная психотерапия» — это несколько не совсем то, для решения глубинных сомнений и вопросов, потому что в школах экзистенциальной психотерапии в основном опора идёт на западную философию и на западный подход к решению экзистенциальных вопросов. И это может не только сильно ограничить человека, но и увести в сторону от реальности, которая не терпит ограничений и предубеждений. Также на ряд вопросов школы экзистенциальной психотерапии не дают ответов. «Экзистенциальны анализ» тоже бывает разный и нужен, в идеале, тот экзистенциальный аналитик, который сочетает в своей работе взгляды восточных и западных учёных и исследователей работы сознания. Территория духовно-ориентированной психологии и духовной психотерапии обширна и легко затеряться или запутаться в различных духовных, около-духовных, эзотерических, ведических и др. школах, подходах и учениях. Поэтому, возможно, надёжнее начать с обычного психоаналитика или юнгианского аналитика. Потому что порой люди пытаются решать личностные проблемы духовными методами, не проработав сначала базу, основу своей личности – свои желания, потребности и скрытую часть своего Я – бессознательное.

 

Вернёмся к нашим вопросам.

 

Выбор — рождается в моменте. И не зависит от человека (так как это результат стечения многих обстоятельств жизни и непредсказуемая, неизвестная заранее для ума, спонтанная реакция на них). Если реакция идёт из души, «сердца» (т. е. не из личности, как набора представлений о себе и не из ума, как памяти прошлого и опыта прошлого), то с выбором проблем нет. Если человек доверяет своей душе (или в глубинной психологии это называют истинным Я, Самостью), то нет проблем ни с выбором, ни с тем что делать, ни с тем, чего не делать. Но если нет контакта со своим подлинным Я, то и возникают разные искажения. Многие люди живут из ложного Я (которое формируется в процессе взаимодействия со средой, начиная с родителей, с матери). Это одна из причин для чего нужно посещать психолога — разобраться со своим Я.

 

Люди иррациональны. Очень часто человеком руководит автоматизм и бессознательные паттерны поведения. Тогда такой человек живёт, можно сказать, как робот по заданной программе. Обычно это программа родителей (точнее реакция на раннюю детскую жизнь с ними). Проблемами отношений с родителями и их определяющим значением на жизнь конкретного человека наиболее эффективно занимаются психологи школ, так называемой, «глубинной психологии» (это три кита — психоанализ, юнгианский анализ и эксзистенциальный анализ).

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

Бывают люди более осознанные, они проработали проблемы детства (или им кажется что проработали), но они по прежнему не обрели ясность смысла жизни и её цели. Нет ощущения полноты и целостности. Если человек не познал свою природу, природу своего Я и природу сознания (истину или Бога – как говорят в духовных учениях или природу окружающей жизни, реальности – как говорят глубинные психологи), то проблемы с тем как правильно жить, чтобы прийти к счастью останутся на том же месте. Потому что  вопрос «Как жить, с кем жить и куда жить?», по-сути об этом (о том как стать счастливым). Просто для одних счастье — найти с кем жить, а для других счастье  – на что жить, как жить, где жить, чем жить – то есть счастье видится в чём-то, чего пока нет. Но проблема в том, что когда появится то, что ищется, счастья всё равно не будет. Потому что счастье — это внутренне состояние души и оно не зависит от наличия или от отсутствия внешних позитивных или негативных факторов.

 

Теперь перейдём к важным участкам вопроса «Как жить и с кем жить?» И, действительно, для многих данный вопрос звучит в формате «Как жить. А главное — с кем?»

 

Сначала у человека проблема с кем ему жить? а потом появляется проблема как жить с этим «кем». Поэтому, мудрые люди рекомендуют, если не знаете с кем жить, сомневаетесь, то не с кем пока и не живите. Нужные люди сами вас найдут. Ваш человек он сам к вам притянется тогда, когда вы будете готовы к отношениям или когда вызреет необходимая для встречи ситуация. Ещё ни один человек, который сам себе что-то искал ни разу не нашёл ничего хорошего. Здесь работает закон жизни — «Если для человека становится что-то важным, то он это не получает. А если и получает, то через какое-то время перестанет быть удовлетворённым полученным». Как только человек перестаёт цепляться за цель или уберёт важность, то результат будет очень быстрый.

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

 

Но это трудно, так как людей со школы учат жить на совсем других принципах — ставить личные цели и достигать результатов. По-сути это невежество. Потому что человек – не робот, чтобы ставить цели и достигать результатов. Такой способ жизни искажает природу человека, медленно лишая вкуса жизни. Это можно назвать медленно действующим ядом змеи. Тот кто отравлен гонкой за результатом, не скоро успокоится (и не результат его успокоит). Скорее его успокоит сама жизнь, когда результат отнимет. Жизнь – это калейдоскоп изменений. А устремлённый к конкретной цели человек находится в ситуации как если он за что-то зацепился и держится. Человеку надо в одно место, а он в это время занят чем-то другим (не оторвёшь). Так как человек не робот, то он своим сознанием (основой сознания – обычно невидимой частью айсберга) связан с сознаниями других людей и ещё глубже со всей вселенной как единым организмом. И поэтому, зацепленный за что-то человек или человек, устремлённый к чему-то – подобен слепцу. Он не видит куда его двигает жизнь как целое. Он занят достижение результата. В итоге он отрывается от корней жизни, от неподвижной первоосновы своего бытия, сознания и теряет вместе с этим отрывом вкус самой жизни. Уходят краски жизни, появляются соматические болезни, не решаемые проблемы. Достигнутый результат либо имеет временную природу существования либо требует удержания, появляются корни (цепляния) там, где их быть, с точки зрения самой жизни как единого организма, не должно. Это перегружает самого человека, он живёт в постоянном напряжении (и имеет в арсенале ряд вредных компенсаций радости – устремлённость к власти, к деньгам, к любви и к удовольствиям, чтобы снять напряжения). И человек упорно хочет, чтобы было так, как он хочет и так как ему кажется, что будет лучше для него. Хотя если углубиться, то человек сам точно не знает как для него и что именно будет лучше на самом деле.  Поэтому такой стиль или способ жизни называется «невежественным» или «иллюзорным».

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

Также, плюс к этому, когда дело доходит до поиска подходящего партнёра по отношениям, то часто не учитывается феномен различного уровня зрелости людей. Если из-за сексуальной притягательности вы начнёте жить с партнёром не соответствующего вам уровня зрелости личности, то это ни к чему хорошему в итоге не приведёт. Но и это не всё. Есть ещё и феномен переноса отношений с родителями на партнёра в паре. Мы не будем здесь углубляться в эту не простую тему и кому интересно может почитать об этом в статьях, отражающих разные грани проявления ситуации недопройденной и незавершённой психологической отделённости от родителей и их пары, в разделе Публикации на нашем сайте. 

А кому интересна динамика роста (этапы развития парных отношений) уже в самих парных отношениях, стоит почитать наш краткий ответ на ЯндексЗнатоки  и расширенную его версию в виде статьи «Конфликты в парах и этапы развития парных отношений».

 

Перейдём к вопросу «Куда жить?»

 

Если не жить устремлённостью к целям и результатам (об иллюзорности эффективности, важности и полезности такого способа проживания жизни мы писали выше), то тогда остаётся что? Духовность? Духовное измерение жизни? Не совсем так. Дело в том, что люди в большинстве своём даже если и понимают и принимают идею духовности и духовного развития, то не совсем верно представляют себе что это такое.

 

Духовный путь – это путь потерь, а не приобретений.

 

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

И духовному измерению жизни предшествует этап творческого измерения жизни или творческого проживания жизни. Без этого этапа (в погоне за духовностью или за достижениями в области духовности, или наоборот в области эзотерики) можно свалиться в жёсткий аскетизм, смертоносный мазохизм, в постоянное чувство вины, застрять в образе жертвы. Или можно начать обнаруживать в себе разные виды личностных дисгармоний или, мало того, расстройств, которые не развиваются из-за устремлённости к духовности, а уже есть у человека в силу того, что человек функционирует иррегулярно и блуждает по разным измерениям своей личности, которая сложилась во взаимоотношениях с родителями (под их влиянием, одобрением и в силу отождествления с родительскими фигурами («объектами»)). Об этом писалось в статье «Тревога и покой. Может ли развиться психическое расстройство из-за конфликтов, тревожных действий и негативных мыслей» .

 

В области эзотерики можно «свернуть не туда», стремясь к позитивному мышлению, позитивным самовнушениям, к радикальному прощению и к практике желаний, к разным практикам пробуждения мужского и женского и др… Всё это на базе всё того же принципа устремлённости к результату (нарушая закон творческой естественности и спонтанности) даст рано или поздно пустой или горький плод.

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

 

Подлинная психология, глубинная психология и экзистенциальный анализ ведут (возвращают) человека к творческому проживанию жизни. Начало такого проживания обычно было прервано в детстве и возможно поэтому интуитивно понятно душе каждого человека. А возможно это изначальное свойство самого человека – интуитивно чувствовать (если не сбиты настройки) что хорошо, а что плохо. Творческое проживание жизни – это делать то, что любишь. А не то, что должен или надо. Это быть в нужном месте в нужное время, так как нет оторванности от потока жизни. Это ставить себя на второе место по отношению к Жизни, как к мудрому единому живому организму, который дальше видит и всё учитывает непостижимым и не предсказуемым для ума образом. Это не привязанность к результату, а нахождение себя в самом процессе. Это жизнь в детском светлом мире чудес (всегда есть место для чуда, а значит есть неиссякаемая вера в позитив). Это ранимость и тонкость мироощущения, но одномоментно это и сила, так как человек, живущий творчески, опирается не на себя, а на саму жизнь, то есть за себя не держится.

 

Этот путь ведёт, рано или поздно, но своими естественными тропами к духовности. К духовному измерению жизни без искажений и подминания своей природы, то есть естественным путём. Условно говоря, есть нисходящая энергия (тварная энергия, тяжёлая животная энергия, энергия желаний удовольствий и их повторений) и есть восходящая энергия (энергия света, принятия, любви и свободы от цепляний, более тонкие желания, без желания повторить). Человек, можно сказать, живёт под прессом этих двух сил или энергий.

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости

 

Поэтому многие духовные люди (особенно в христианских школах богопознания) борются в себе с животным («естественным» в понимании «животным») началом. Но есть путь не борьбы, а понимания, осознания для себя самого вреда жизни целями и жизни энергиями желаний. Жизнь энергиями желаний – ограничена, но должна быть человеком испробована. А иначе человек сразу отрицая желания (без опыта и понимания) приходит к жизни в страхе перед своей природой и без любви к жизни (или к Богу). У таких людей, сразу окунувшихся в лоно церкви, порой серьёзным образом просажены (вытеснены или изолированы и расщеплены) ряд подлинных желаний и, в итоге, не проработаны отношения с родителями. И поэтому Бог в их представлении (и на уровне тонкого ожидания) некая запрещающая или одобряющая фигура, образ, напоминающий по своим характеристикам (в представлениях ребёнка, по-прежнему живущего внутри) мать или отца или их слепок.

 

Этот внутренний ребёнок из страха соблюдает заповеди или без всяких мыслей о боге (если он вырос атеистом) старается жить по правилам или быть добрым, правильным, хорошим. Всё – это далеко от духовности и от гармонии, а ближе к невротическому или пограничному уровню функционирования личности.   

 

© Психологическое измерение жизни http://MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души»

 

Обращаться на консультации или по вопросам прохождения психологического консультирования, психотерапии (Очно и по Скайп), психоаналитической психотерапии (Очно или по Скайп), психоанализа (Очно), юнгианского анализа (Очно или по Скайп) и экзистенциального анализа (Очно и по Скайп) можно по телефонам или по почте, указанной на сайте.

Специалисты кабинета Зеркало для души, работающие в данных направлениях:

Юрий Владиславович Потеенко  — 8 (985) 163-80-43  (11:00 — 21:30)   vitaminol@list.ru

Светлана Валентиновна Потеенко  — 8 (916) 902-46-57  (11:00 — 21:30)  fleur555@list.ru

 

Пишите вопросы и сомнения, если сложно сделать первый шаг очно или если есть желание заниматься по скайп.

Отзывы: lila-centr@mail.ru

 

Как жить, с кем жить и куда жить? О духовности и личностной зрелости