Психологические и психотерапевтические методы работы с детьми. О корнях проблем и болезней у детей

Психологические и психотерапевтические методы работы с детьми. О корнях проблем и болезней у детей

Часто родители ищут специалиста по работе с ребенком над его проблемами, не зная о том, что можно самим заниматься со специалистом (психологом, психотерапевтом) по работе над собой с проблемами у ребенка.

 

Мало того, а ребенок хочет заниматься? Практика показывает, что обычно дети лишь уступают давлению родителей (нет уверенности противостоять и отстаивать своё, тем более, что оно ещё находится в стадии формирования) и поэтому встречи по проблемам у детей лучше проводить не с детьми, а с их родителями. Тогда сам родитель в результате работы с психологом возвращает себе правильное влияние на ребенка. Не это ли ценнее? Более того, вдияние родителя, за которым стот целая семейная система и факт постоянного проживание ребёнка с родителями рядом — всё это вкупе сильнее, и перетянет влияние психолога.

 

Возьмём для примера крайний случай проблем у детей — аутизм (то есть уход в себя) — проблема более чем не простая, но даже и в этом случае это не означает, что работать нужно только или именно с ребенком, и далее по тексту мы это постараемся разьяснить (но конечно лучше это делать не путём статей, а путём живого общения на вводной встрече, потому что нужна обратная связь и любой по-своему случай уникален).

 

Проблемы у детей мягкой палитры сложностей — это тоже, своего рода, уход в себя. Ребёнок не получает необходимого от родителей и замыкается на себе, и лишь своим проблемным поведением или болезненным симптомом сигнализирует о том, что в чём-то нуждается, что по факту не получает.

 

Потому при работе с родителями по любым проблемам у ребёнка будет обсуждаться ситуация в целом и будут исследованы все источники влияния, будут прорабатываться проблемы у родителя, вносящие вклад в проблему у ребёнка.  Или вместе будет искаться выход с учётом знаний о психологии детей и о треугольниках семейной системы отношений, о психологии семейных связей (ведь вы родитель и ваш ребёнок как сообщающиеся сосуды связаны между собой, ребёнок зависим не от себя, а в первую очередь от вас, от матери). Поэтому и предлагается работа с вами, с родителями или одним из родителей. Потому что работать очно или по скайпу с самим ребёнком сложнее и лучше заходить со стороны родителей (но не все родители к этому готовы) к решению вопроса. 

 

 

Психологические и психотерапевтические методы работы с детьми. О корнях проблем и болезней у детей

 

Влияние психолога, как правило, никогда не перебьёт влияние родителей на ребёнка. И достаточно часто проблема у ребёнка любого возраста (в д/с, в школе, неуспеваемости, гиперактивности, аутичность, симптомы тела и др.) — это реакция ребёнка на то, что происходит в родительской семье (или что происходило в семейно-родовой системе по линии матери или отца). Думается, это уже ни для кого не новость (о связи между тем, что происходит у ребёнка, и тем, что происходит в семье или у кого-то из его родителей или по гендреву), с учётом того обилия психологических статей, которые наполнили интернет-пространство. Но тема при этом всё равно остаётся сложной и для восприятия и для проработки. Тем более, что есть активные попытки других (не глубинных) школ психологии предлагать свои альтернативные методы.

 

Хорошо известен тот факт, что проблема детского психолога в работе с ребёнком чаще всего заключается в сложности донести до самих родителей определённые взаимосвязи между тем, что происходит во внутреннем мире у матери ребёнка и в поведении самого ребёнка. Детский психолог делает свою работу хорошо лишь в том случае, если она поддерживается и понимается самой матерью и если у матери есть контакт с отцом ребёнка и со своим отцом (к этому вопросу мы ещё вернёмся). Настоящие психологи и психотерапевты одновременно являются и семейными психологами (семейными психотерапевтами) и с детьми предпочитают работать семейными методами, через их родителей.

 

О нейропсихологии (которая в последнее время стала быть на слуху у родителей) можно сказать следующее — это не глубинная психология, потому что причина не ищется, а работа ведётся со следствием. Нейропсихология не для всех случаев хороший вариант. Это очень спорная область научных исследований, применимая в ограниченном числе случаев, и как метод её рекомендуют только врачи, которые очень далеки от психологии в её современном глубинном варианте развития и объяснения причин происходящего с детьми. Врачи не хотят копаться в своих собственных проблемных отношениях с родителями, поэтому и смотрят в те методы, где нет этого среза. Во всяком случае начинать лучше не с нейропсихологии.

 

Даже возьмём для наглядного примера такие сложные феномены, как аутизация или гиперактивность или проблемы при начале хождения в д/с или школу, рождение второго ребёнка — причинность во многом уходит в систему отношений ребёнка с родителями, особенно с матерью. Меняем отношение к ребёнку и (или) к отцу ребёнка (если ребёнок близок к отцу) — меняется и сам ребёнок.

 

В настоящее время среди разных методов рекомендуют порой  АВА-терапию. Этот метод не является надёжным и качественным. Он из арсенала бихевиоральной терапии, а это не глубинная психология. И этим всё сказано. Проблема у ребенка — это проблема у его родителей. А АВА терапия предлагает лишь не ковырять проблемы родителей, но как тогда решатся проблемы у детей? Ведь все дети в симбиозе с матерью! Логика простая.

 

Родителю сначала нужно решить свои проблемы, а тогда и ребенку передастся его состояние. Ребёнок считывает бессознательное родителей, семейной системы и бессознательное рода и отыгрывает это в жизни в виде своего симптома. Таковы научные факты и результаты наблюдения у специалистов.

 

Что ещё открылось специалистам? И что, соответственно, может стать мишенью работы.

 

Психологические и психотерапевтические методы работы с детьми. О корнях проблем и болезней у детей

 

Во Франции и в России (как и в других странах) написано много блестящих психоаналитических работ, показывающих, что мать может помочь своему ребёнку стать смостоятельной личностью и почувствовать, что жизнь — это созидательное и увлекательное приключение, только если мать в своей психической реальности находится в контакте с третьей стороной — психической репрезентацией своего отца и своей матери, которые как мужское и женское находятся в гармонии, а не в борьбе или иных видах дисгармонии, что в свою очередь и содаёт это третье. Третье, как то, на что можно опираться — некий живой мир, отражённый и во вне и внутри, на который можно реально опираться, черпая силы и интуитивные подсказки, основанные не на прошлом опыте своих отношений с собственными родителями, а на подлинной интуиции, учитывающей всё в целом и так, чтобы всем было хорошо. Но хорошо не на чувственном уровне, а на уровне целостности и любви. Это особый фронт работы в процессе прохождения встреч со специалистом с соответсвующей подготовкой.

 

У матери для развития ребёнка должны быть хорошие отношения с мужем и отцом ребёнка. Если подобных правильных и качественных отношений не существует, или они чрезмерно конфликтны, то мать рискует бессознательно использовать ребёнка как способ совладания с мужем и с самой собой. Ребёнок часто становится нарциссическим объектом или объектом для вложения своих не решённых проблем. Также есть феномен вкладывания по роду (эту отдельную тему можно изучить подробно и с примерами в статье о трансгенерационной передачи между поколениями). Всё это фронт работ со специалистом (выявлять, осознавать, понимать и прорабатывать).

 

Если мать хочет, чтобы ребёнок развивался, то она должна следовать желаниям ребёнка, а не он должен удовлетворять её желания и потребности. Для того, чтобы иметь возможность это делать, она должна любить и быть любимой, то есть быть в достаточной степени удовлетворяющих её отношениях с миром и с другими. Если этого нет в достаточном количистве и качестве, то это напрямую указывает на наличие, так называемых психологических травм, рождённых в отношениях с собственными родителями. И также указывает на зацепки за ряд распространённых социальных иллюзий в плане отношения к жизни и к опорам в ней. Причём как у матери, так и у отца ребёнка, ибо не бывает, что виноват в проблеме у ребёнка только один родитель — оба не просто так притянулись друг к другу и образовали пару. Тема психотравм и тема мира иллюзий не простая, но интересная, и подробно с примерами рассмотрена в статье «МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И МИР ПСИХОТРАВМЫ. Что такое травматический детский опыт и почему он есть в каждом из нас?» 

 

Закрывание на это глаз и избегание работы над собой, разборок со своим внутренним миром и внешним его отражением, проявленном в отношених с близкими и с другими людьми, ведёт к усилению проблем у детей и к устойчивости того или иного детского патологического или проблемного симптома.

 

Алгоритм работы у специалистов школ глубинной психологии (и, соответственно, глубинной психотерапии, так как глубинная психология и есть методы не-медикаментозной психотерапии, основанные на глубинном подходе) по работе с детьми для первых встреч такой: первая встреча — это встреча с родителями (родителем) ребёнка. Далее две-три встречи с ребёнком и снова встреча с его родителями, где принимается решение о подходе и форме дальнейшей терапии.

 

Психологические и психотерапевтические методы работы с детьми. О корнях проблем и болезней у детей

 

О работе с детьми у специалистов от сообщества школ глубинной психологии в сети наших приёмных кабинетов.

 

В наше время в период Пандемии, который затянется (сам период дистанцирования будет востребован и дальше, и большинство ведущих психологических сообществ профессиональных специалистов приняли или примут решение работать исключительно по Скайпу или иными мессенджерами с видео или аудио связью). Другими словами, специалисты психологи и психотерапевты очно не принимают, если они специалисты, то есть живут, думая о других. Поэтому можем предложить вам скайп. Причём предлагается работа по скайпу именно с родителями на тему того, как вы можете сами повлиять на ребёнка. Диагностическая встреча с ребенком тоже будет (обычно не одна). Почему именно так? Читайте статью выше.

 

И хотелось бы отдельно отметить, что встречи по скайпу могут быть крайне эффективны и уже используется теми людьми, которые не могут приходить на сессии лично. А на нашем сайте есть подробная статья о работе дистанционно и по скайпу (обсуждение плюсов и минусов, типичных вопросов и сомнений, и о том, кто имеет право заниматься консультированием и психотерапией по скайпу и в чём разница между консультированием психолога и психотерапией разных видов). Также на сайте есть цикл статей на актуальные человеческие темы «Иногда одно слово меняет жизнь человека»

 

Вопросы и запись по почте или телефону или по  WatsApp 8(985)163-80-43

 

® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.