Эгоизм и здоровый эгоизм, духовность и любовь

Эгоизм и здоровый эгоизм, духовность и любовь

Здоровый эгоизм. Я и Бог.

 

Существует ли здоровый эгоизм? Многое зависит от контекста, в котором эгоизм рассматривается. Вместе с этим, здоровый эгоизм — это иллюзия. Понятие здорового эгоизма ввели психологи и, в своё время, учителя педагоги новой волны психологических знаний, чтобы натолкнуть своих пациентов (клиентов, учеников) на понимание того факта, что не всегда уступать другим — на благо. На благо и этим другим и себе, и кому-то ещё, кто возможно нуждался в помощи, а предназначенная ему помощь ушла в другую сторону другому человеку.

 

По сути эгоизм — это обратное от Бога. Это когда человек считает, что Бога нет (не верит в Бога) и далее неизбежно приходит к попытке веры в себя. Человек начинает верить в себя и далее, если для него и есть некие силы (верит во Вселенную, духов, Природу и др.), то он стремиться с ними сотрудничать или использовать.

 

У таких людей (эгоцентриков) бывает встречается и понятие Бог, но для них Бог подобен джину, который должен исполнять их желания или сотрудничать в направлении их интересов. Вопрос стоит не как подчиниться Всевышнему, а как его использовать во благо себе. То есть человек не ставит себя на второе место, а если и ставит, то сохраняет веру в важность следования своим личным интересам. Или если речь и заходи о подчинении, о сдачи Богу, то в этом последнем контексте.

 

Я человека, которое сформировано без Бога (без введения этого понятия при воспитании) — это и есть эгоизм, будущая причина страдания, так как эгоист оторван от реальности, а реальность нельзя игнорировать долгое время или всю жизнь. И реальность заставит человека поменять себя и своё мировоззрение в ту или иную сторону. И стороны могут быть разные, в том числе и ещё дальше уводящие от реальности, потому что человеку дана свобода выбирать как жить и в каком измерении жить.

 

Однако введение понятия Бога в детстве при воспитании для большинства людей тоже не всегда даёт хороший результат. То есть, обратная сторона медали — это воспитание я с идеей Бога, но с неправильным его пониманием самими воспитателями, родителями, опекунами. То есть это, для широко распространённого примера, когда человек считает Бога тем, кто наказывает и следит за всем, что человек делает и думает (а думать ребёнок, естественно, должен то, что хотят, чтобы он думал, его родители). Так вырастает (формируется) личность-жертва или садо-мазохистическая личность. То есть верующий человек или верующие родители — это ещё не гарант правильного самовоспитания и воспитания других.

 

Духовные учения нужно правильно понимать. В них много символизма и указаний на правильные направления, опора на веру и определённый опыт, но не как результат неких упражнений в виде молитв, аскез, ритуалов и медитаций. Это особая область знаний, требующая углублённого изучения.

 

Согласно духовной науке, Бог не наказывает. Наказывает сам себя человек, служа иллюзорным силам этого мира, которые что-то ему обещают, но которые по факту тянут его на дно. В этом суть любой иллюзии — на неё нельзя положиться или опереться, нельзя ничего построить или ждать плодов с такой почвы.

 

Бог — это в первую очередь любовь, а не справедливость. Нужно смотреть и искать не справедливость Бога, а смотреть и видеть проявления его любви. Любовь Бога в том, что даже плохое он оборачивает на пользу тем людям, которые живут с Богом. А те, кто живет без Бога, уже этим сами себя наказали и не требуется дополнительным мер, так как иллюзии утянут их на дно неизбежно, потому что такова природа иллюзий.

 

 

 

Эгоизм и здоровый эгоизм, духовность и любовь

 

 

Забыть о себе. Зачем? Не-эгоистическая жизнь и Призвание (Предназначение).

 

Многие люди живут в такой парадигме, где в принципе правильные духовные знания искажены. Можно вести альтруистический, любящий образ жизни, забыв о себе и ставя на первое место других людей, но при этом быть очень далеко от подлинной духовности, от подлинной духовной цели. Духовная жизнь имеет духовную цель. Это не делать добро, чтобы тебе зачлось, или чтобы обратно добро пришло, или чтобы просто выжить во враждебном мире. Нет, это бессмысленно и ничего не даёт, в плане духовных заслуг или гарантий, что всё будет хорошо и теперь ни Бог, ни люди не накажут, а болезнь и проблемы пройдут стороной. Это иллюзия и самообман. Хоть живи по Библии, хоть по Торе, хоть по Ведам. Этого не достаточно, да и не возможно. Не возможно жить по правилам. Точнее можно, но тогда нужно быть на постоянной связи с носителем правил. Но этим носителем не должен быть человек, учитель. Этим наставником должен быть сам Бог. 

 

Цель духовной жизни — служить Богу. И действительно таков порядок вещей в природе, в реальности. Цветок цветёт не для себя, от его плодов питаются другие живые существа, пчёлы, бабочки (ночные и дневные). Так и всё в природе чему-то служит и отдаёт свои плоды или таланты, умения. Всё взаимосвязано. Только человек имея свободу выбора запутывается в иллюзиях о том, как ему жить. Много соблазнов, много и возможностей. И есть у человека свобода, которую не вправе у него никто отбирать. Потому что без свободы нет и любви. А почва для творений (живых существ) — это любовь.

 

Если человек не эгоист, а часть целого, то тогда его жизнь имеет смысл, связанный с жизнью этого Целого, Природы, Вселенной. Если эгоист, то путь эгоиста известен. Если не эгоист, и верит, что является частью чего-то, частью целого, то значит должен служить этому Целому. Отсюда в психологии идеи призвания и предназначения, работы на своём месте.

 

И если речь и мысли выходят на идею призвания, то поднимается и вопрос служения. А чтобы служить нужно забыть о себе, то есть о своих личных интересах и выгодах, которые все можно свести к вопросу и страху выживания. Человеку призвание нужно чтобы выжить, а не ради самого призвания, интереса или удовольствия. Даже интерес не обладает над человеком такой властью как вопрос выживания (страх не выжить, пропасть одному). Ради своего интереса и своих нравится, человек не будет рисковать. Поэтому схема эта не работает у многих психологов, которые разрабатывают идею поиска предназначения. Без Бога нет и предназначения. Если человек не служит Богу, то служить людям ради самих людей или своего призвания он не будет. Этого не достаточно. Это подобно тому как алкоголик или наркоман не в состоянии бросить пить ради себя или ради других или ради своего интереса, призвания. Нужна более весомая вещь. Такой вещью в себе был и есть во все времена Бог.

 

Забыть о себе — это только часть процесса. Ещё нужно добавить служение Богу как рычаг. 

 

Служение Богу — это не фантазии человека о своей пользе, нужности или таланте, интересе. Служение, призвание определяет сам Бог и неожиданным, непредвиденным заранее человеком образом и местом, формой. Сначала человек устанавливает связь с Богом, учится понимать его слова и язык для себя. И лишь затем находит призвание. Призывает сам Бог, не человек ищет призвание. И человеку нужно не призвание, а служение, то есть отношения с Богом, а не призвание для счастья и целостности.

 

Зачем нужно не быть эгоистом, то есть забыть о себе? Затем, что основа здорового я — это любовь. Нездоровое я — это я, сформированное без Бога (то есть эгоизм). Не возможно стать счастливым или быть им без основы, фундамента, почвы. Этой почвой что может быть? У философов основа, почва — это сомнения, способность ставить всё под сомнение (способность, которая благодарю уму есть в каждом). А если почва любовь, то без понятия Бог любви быть не может. Потому что если нет Бога, то есть эгоизм. Убираем Бога — остаётся эгоизм. Эгоизм и чувства.  А чувства слепы. И когда мы говорим о любви как почве, то имеется в виду не чувственная любовь, а осознанная любовь. Это разные вещи, которые могут совпадать, а могут и не совпадать для человека ситуационно. Осознаная любовь — это понимание что все мы одна семья и любить стремиться нужно всех, но не чувствами (что не возможно), а через сознание и понимание, что есть более тонкая вещь, но в тоже время подобная плотному фундаменту, основе.

 

 

Эгоизм и здоровый эгоизм, духовность и любовь

 

 

Каковы альтернативы для не верующих людей, атеистов и агностиков?

 

Не верующих (ни во что) людей не существует. Вопрос лишь в том, что то, во что человек верит, к чему оно его ведёт (или уже привело)?

 

Поэтому обычной мудростью является отбросить совсем всё, во что человек верит. Потому что зачем во что-то тогда верить (любое)? Лучше уж, чтобы прийти тогда к истине, отказаться от всех представлений и убеждений. И такой способ есть у человечества, он широко известен, лишь называться может по-разному: пробуждение, просветление, освобождение, жизнь в Потоке, интуитивная жизнь, творческая жизнь, естественное состояние.

 

Это обычная мудрость и ничего сверхъестественного в ней нет. Мистицизм и вкус запредельного появляется потом. А сначала убираются все усилия (которые нужны человеку, чтобы выжить) и после этого человеком видится, что ничего плохого с ним не случается. Сидеть же и прилагать усилия (медитируя) — это будет уходом от искомого (от просветления, от естественного состояния). Это будет уходом от открытия того, что выживать не требуется через усилия. Задача медитации — это оторвать человека от привязанностей к миру иллюзий. Но от самих усилий, таким образом, через медитацию человек не отлепляется. Поэтому верно часто говорится о том, что медитацией без мастера заниматься бессмысленно. Потому что предполагается, что мастер в какой-то момент раскроет ученику правду об усилиях. Но европеец хочет делать всё сам или чтобы за него делали другие. А также стремиться извлечь прибыль, получить для себя. Так работает ум европейца — брать, стремиться, получать и достигать. Это обычная проблематика (связанная с детским травматическим опытом в отношениях с родителями) нарциссической личности, которая (плюс другие виды пограничной структуры личности) и составляет основную массу среди европейцев. Знания восточные о медитации таким образом зачастую искажаются.

 

Итак, и здесь (в способе для атеистов) мы находим всю ту же вещь «забыть о себе». Ведь не прикладывать усилия — это и есть забыть о себе.

 

 

Эгоизм и здоровый эгоизм, духовность и любовь

 

 

Можно ли в жизни ни на что не опираться?

 

Конечно забыть о себе, полагаясь на Бога или забыть о себе, полагаясь на Поток — это не просто, но как мы видим, вместе с этим, совсем ни на что не опираться не получится. Человек не может не опираться, не может не верить ни во что, не может не любить, не может не стремиться к свободе и не может не хотеть быть на кого-то похожим. Однако всё это может стать как помехой, так и помощью.

 

Можно и вовсе все опоры отбросить и посмотреть, что же движет человеком? Какие силы влияют и к чему склоняют? Это можно назвать элементарным самоисследованием. Для этого не надо ходить к психологу, психотерапевту, психоаналитику, духовному мастеру или священнику.

 

В статье «О доверии, вере и реальности. Какие силы двигают человеком?» мы уже подробно рассматривали силы, которые двигают человеком, включая родительские комплексы.

 

Какие силы уже влияют на любого человека? На перекрёстке каких сил стоит человек?

 

  • Поток (естественное состояние, творческое и без усилий проживание жизни, материнский безличностный аспект свободы и самосохранения)
  • Объект («сознательный или бессознательный поиск опоры и (или) любви другого человека», «сознательная или бессознательная вера», «острие воли, находящееся в другом человеке», «свой компас», «бессознательные «отыгрывания» и «переносы» отношений с родителями», «родительские комплексы»)
  • Выгода («выживание» — стоит за выгодой)
  • «Я сам» (воля человека) в контексте выбора одного из трёх измерений жизни, реальности (*): эгоизм или отсутствие усилий, целей и смысла, или фундамент любви (за любовью стоит Бог) 
  • Реальность (Природа; то, что существует как факт определяющий жизнь или разъясняющий как Учитель или Родитель жизнь)

 

 

Эгоизм и здоровый эгоизм, духовность и любовь

 

 

(*) Три измерения жизни, которые человек может выбрать посредством своей воли:

 

  • Эгоистическое. Фундамент и опора кажутся чёткими (но, по факту, размытые, иллюзорные, слепые, работают различные механизмы психологических защит от реальности: расщепление, изоляция, вытеснение, реактивное образование, поворот против себя, идеализация и обесценивание, и другие, вместо психической боли может идти поведенческое отыгрывание или соматизация) — опора на я (образ себя, представления о себе), идеи «здорового эгоизма», целеполагание со ставкой на успешность, власть, контроль, самоуверенность, материальный достаток, чувственную любовь, служение иллюзорным (что не осознаётся) целям, силам, бессознательное или сознательное стремление к выживанию и выгоде, которые основаны не на самосохранении и осознанной любви, а на эгоизме, возведённом в ранг опоры, фундамента и мудрости. 
  • Мудрость (жизнь в естественном состоянии, в материнском аспекте Природы (Бога); измерение, в котором нет усилий, а результат лучше, чем когда они были; спонтанное интуитивное творческое проживание жизни). Опора (и фундамент): Поток (отсутствие усилий, мотивации, целей, представлений и смысла, идей о добре, зле и о себе; нет образа (желания быть на кого-то похожим); самосохранение Природой, Потоком).
  • Премудрость (мудрость, находящаяся за пределами логики, возможностей человеческого ума) или жизнь в духовном измерении, жизнь с Богом. Фундамент (опора): Любовь (осознанная), смысл (служение Любви (Богу)), осознанный выбор и сознательные усилия. 

 

 

 

© Потеенко Юрий Владиславович

В оформлении задействованы картины известного итальянского художника Agostino Arrivabene (Агостино Арривабене).

 

 

Эгоизм и здоровый эгоизм, духовность и любовь

 

 

® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.