Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх — где искать корни и что противопоставить?

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

Другое название статьи «Симптом как сигнал: Тревожность и мнительность, ипохондрия, ОКР, страх, а также тревога вплодь до панических атак или фобий». То есть рассмотрена будет тревога, стресс и страдание не только для людей без особых проблем, но и для людей у которых такие проблемы есть.

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх? Где искать корни и что противопоставить подобному дискомфорту, страданию? 

 

Каждый человек нервничает и тревожится. И на то есть причины. И причины эти внутренние. Рассмотрим их на примере крайней палитры проявления тревожности. Тогда будут чётче видны корни и для более мягких проявлений стресса, тревоги и страхов.

 

Чрезмерная мнительность, чувствительность к событийному потоку, ипохондрия, обсессивно-компульсивные тенденции и расстройства (ОКР), блуждающая чрезмерная тревожность, хронические тревожные состояния и тревожные расстройства (многая психосоматика) и тревожность вплодь до ПА (панических атак) или конкретных фобий — во всём этом перечисленном представлен конфликт между внутренними психическими инстанциями «Я-Идеальным», «Идеалом я» и «Сверх-Я» («Супер-эго»), имеющий несколько граней. Об этих гранях — ниже, а сначала опишем, что мы имеем в виду под перечисленными понятиями. 

 

Понятия исходят из известной и полезной (научно обоснованной, часто применяемой на практике в работе глубинных психологов) модели устройства я, психики человека.

 

Есть такая очевидная для каждого человека вещь как внутренний мир и его источник, точнее его определяющая часть или инстанция. Речь об инстанции, из которой рождаются желания и не-желания, интерес и апатия, любовь и ненависть, инстинкты и сексуальные желания и тенденции, инстинкт к выживанию, к жизни и желание разрушать, умереть, пожертвовать собой или убить, любая амбивалентнось (одномоментно сосуществующие разнонаправленные тенденции). Также это и резервур для творчества. Речь о содержимом резервуара, колодца, который называют «Архаикой» или в психоанализе «Оно». Содержимое Оно и Архаики выражается через я человека как форма. Эту попытку выражения или само выражение называют «Я-Идеальным». «Я-Идеальное» — это идентификация с содержимым Оно или с содержимым Архаики. Архаика более ёмкое понятие. Оно, по определению Фрейда, состоит из предыстории я, которая наследуется. В индуистских концепциях мы можем встретить такое определение как «причинное тело». Причинное тело — есть вечный двигатель жизни. В причинное тело входит опыт рода, поколений и далее по расширяющей до коллективного опыта всего человечества как единого организма или семьи.

 

Пружины причинного тела заставляют я либо следовать «Я-Идеальному», либо защищаться от него, на что-то опираясь другое. Такой защищающей и оберегающей инстанцией призвано быть (на начальных этапах развития личности) «Сверх-я», которое частично образуется от «Я-Идеального» и «Идеала-я» родителей. Остальные части Сверх-я состоят из корня в виде реактивного образования от «Я-Идеального» ребёнка и из морального сознания, а также способности к самонаблюдению (наблюдающее я). 

 

«Идеал-я» можно рассматривать как собственные идеалы, образованные на почве отношений с другими людьми. Это «Я-Идеальное» прошедшее через отношения с любъми, объектами. И следует не забывать о «Идеале-я», который находится в голове у родителей (идеал о том каким должен быть человек) и которому можно пытаться соответствовать и ждать такого соответствия от других.

 

В результате конфликта между «Я-Идеальным» и «Сверх-я» возникает так называемая «бессознательная вина», которая проявляется на вкус для сознания не как чувство вины, а как тревога. А также встречается у людей как дискомфорт и соматика. Таким образом, по факту, любая соматика — это психосматика.

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Наличие внутри себя выше описанных отправных инстанций является для каждого человека очевидной вещью. Называть просто их можно по разному, что сути не меняет. И может занимать некоторое время (у всех разное) на то, чтобы научиться их в себе видеть, и увидеть их игру. И лишь потом возникает вопрос «что с этим делать?». Но, условно говоря, человек среднестатистический может и не видеть всей игры, однако с результатом дело иметь будет. Результат на разных этапах жизни может быть разным и кого-то даже устраивать, так как не все обращаются к специалистам или заглядывают глубоко внутрь себя. Всему своё время, не у всех есть и «правильный ресурс». «Правильный ресурс» для человека — это то как он распоряжается свободой, альтернативами как жить, какой делает выбор и на что опирается. В самоопределении помогает окружающая реальнось. «Реальность» внешняя — это четвёртая инстанция, влияющая на человека. Во внешнюю «Реальность» входят и «Другие» (люди), а также нечеловеческие живые существа, обладающие формой (животные, растения, насекомые, вирусы, минералы и т. д. до простейших форм). 

 

Итак, вернёмся к известным феноменам (или сигналам в виде симптомов), таким как чрезмерная мнительность (ипохондрия), обсессивно-компульсивные симптомы или расстройства (ОКР), блуждающая чрезмерная тревожность и тревожное расстройство, устойчивая тревожность без какого либо объекта страха или фобии, проявления тревоги вплодь до ПА (панических атак). Во всём этом представлен конфликт между внутренними психическими инстанциями «Я-Идеальным», «Идеалом я» и «Сверх-Я», имеющий несколько граней:

 

  • Возникновение тревоги (бессознательная вина) в случае спонтанных и не стандартных (не привычных, не выученных) действий или бездействий (или внутренних не выраженных, не высказанных мнений), идущих в разрез того как принято было «в семье» явно и на уровне «Идеала я» или «Я-Идеального» родителей (особенно, и чаще всего, матери).
  • Возникновение тревоги (отражение бессознательной вины), когда совершается, планируется (или осознаётся внутри) действие, идущее вразрез с мнением (или предполагаемым мнением) референтной группы или человека как опоры, возможно идущее в разрез с идеей (правилами или целью), почерпнутыми ранее у схожих объектов как, по сути своей, — опора или принадлежность, идентичность.
  • Проблема выбора. Связана у людей проблема выбора (и сомнений) с конфликтами между родителями в их детстве (с отсутствием единства в паре), когда детская часть (так и живущая внутри личности) не смогла определиться кому отдать предпочтение, на что, опять таки, опираться при выборе. Те же, кто не испытывает сомнений, в основном самообманываются, а причиной их самоуверенности является идентификация с одним из родителей и частое отрицание (на уровне бессознательного) другого родителя.
  • Они (такие люди или люди с такими симптомами) не могут принадлежать себе (то есть жить «Я-Идеальным», Архаикой, причинным телом) — им надо принадлежать кому-то (группе, семье, мужу или жене, Ассоциации психотерапевтов и т. д.). Что-то должно за ними стоять и кому-то они хотят принадлежать Зачем?   Чтобы справиться с тревогой (читай тенденциями восходящими к инстанции «Я-Идеального» и ко всей Архаики в целом). Без этой принадлежности им сложно реализовывать свои желания.

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

А на что действительно опираться любому человеку в жизни, чтобы распорядиться своей свободой, при выборе, при решении поступить спонтанно как того требует «Я-Идеальное» или тенденции из недр Архаики?!

 

  • На чувства? Чувства хорошие слуги, но плохие хозяева. Потому как обычный простой человек в начале жизненного пути не знает куда идти, кроме как по путям своих желаний и страхов выживания. Хозяин когда у человека, допустим, как максимум реальный Бог (или как минимум архерип Отца, Бога в недрах архаики), тогда чувства подвластны человеку, так как Бог как Отец в семье рода человеческого (или заповеди и писание прораками и святыми слова Божиего) структурирует психику и всю Архаику и указывает на понятном человеку языке (каждому по своему донося) как правильно жить, чтобы справлять и с плохим, и с хорошим внутри себя, в недрах себя. Над чувствами когда сам человек властен, то тогда чувства подчинены ради какой-то цели. А любая цель — временное для человека явление и не факт, что достижение цели устроит самого человека. Поэтому рано или позно для человека «цель» (материальная цель) теряет смысл опоры и узды для чувств. Если человек живёт чувствами, то чувства человека, не имеющего правильной опоры или не материальной цели, будут его  раскачивать. Любой человек, который живёт чувствами-мыслями (мысли связаны с чувствами, а чувства с мыслями), подвержен раскачке — сегодня к одним выводам пришёл, а завтра — к другим, сегодня в одну строну потянуло, завтра — в противоположную. А если есть какя-то цель, то через её призму и будет пытаться чувствовать человек, что ещё больше его запутает и раскачает. С одной стороны такая раскачка — это результат естественного, спонтанного проживания (выживания): отталкиваемся от не приятного и идём к приятному. И если человек не будет иметь никаких целей и желаний, то Поток материальной жизни сам его понесёт. Такой Поток материальной жизни называется Приодой или архетипом Матери, материнским аспектом Бога, Вселенной. Бог — это тело Вселенной и ей Творец. Это с оддной сторные. То есть есть такая альтернатива у человека жить без какой либо цели и страдать гораздо меньше, чем когда цель есть. Но с другой стороны человек всё равно жить без цели не может. Поэтому долго жить в Потоке не получится. Люди, получив знание о Потоке, даже и его смогли сделать целью (речь о многим известных практики достижения просветления и открытия своей подлинной природы). А Бога люди попытались сделать слугой исполняющим их желания (многим известные различные эзотерические практики). Но не всё, что есть в этом мире и что создано в этом мире человеку на благо. Создано всё для возможности выбора, для альтернативы: либо полагаться на Бога, либо на что-то (не важно что именно) другое. И это другое будет вести рано или поздно к разочарованию, тревоге, тупику страдания и ничем не наполняемой внутренней дыре или пустоте, а также к усилению хронических проблем, болезней (человек сам выбирает болезнь). Почему так? Потому что природа человека определена и человек не является творцом себя самого. Он может поиграть в это (сам себя сделать и «сделать» других) лишь какое-то время как ребёнок, но рано или поздно придётся взрослеть. Такое затянувшееся детство и не правильный выбор чему себя посвятить и кому принадлежать (служить) и приводит человечество к тем общечеловеческим проблемам, которыми никто не доволен.
  • Некоторые типы личностей (например, шизоидная) на чувства почти не полагается, а в большей степени полагается на «Идеал я», они живут некими внутренними и внешними идеалами, оторванными от реальности. Убегают в свой «идеальный мир» от отношений (читай конфликтов, сближения, расставания) с людьми. В них живёт тененция «от людей» (держаться на расстоянии). Вместе с этим, это не может быть опрой или чем-то, что их устроит.
  • Есть и те (например среди них синтонный тип личности), кто наоборот идут «к людям», идут в общение, но хотят быть хорошими и любящими других искусственно. В результате чего формируется очень опасная (в первую очередь для них самих) психологическая защита, которая называется «реактивное образование». (Это когда на месте агрессии можно начать чувствать некую искусственную форму любви). Опасна эта тенденция тем, что становятся для таких людей характерными раковые образования, тяжёлое течение Ковид и другие заболевания, включая лишний вес. Так происходит потому что внутренние стражи и имунная система перестают различась своих от чужих.  «Все люди хорошие (те что рядом) и я сам хороший». Что есть ложь. Человек не может быть хорошим, так как он и любит, и ненавидит. В нём есть и добро, и зло. Но зло в себе можно отрицать жёстко. Поэтому и утверждается мудрецами в разных культурах о том, что «не надо быть хорошим, а надо быть собой» («и искренне полюбить Бога» — некоторые добавляют), тогда осознанную любовь можно перенести и на людей. Однако, осознанная любовь не исключает гнева на людей и конфликтов с ними.
  • Есть и те, кто двигается «против людей» по жизни и внутри себя. Это результат психопатического ядра в личности. Такое психопатическое ядро или измерение в личности проявлено может быть в разной степени. И у всех людей оно есть. Но наиболее активно психопатическое ядро представлено у собственно психопатов, у некоторых видов нарциссической личности и у других видов пограничной личностной организации, например у шизоидов. Есть оно и у эпилептоидов. Но у шизоидов ведущее ядро другое. Психопатическое ядро это на языке юнгианского психоанализа, психоанализа архетипов — жизнь архетипом хищника. Архетипы — это тоже часть содержимого Архаики, и хищник может быть проявлением «Я-Идеального». Потому что «Я-Идеальное» это прямая идентификация с любой вещью, живущей внутри, в Архаике.

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Так как исходно (как мы видим по тексту) есть проблема очевидная с «Я-Идеальным» (с потребностью идентифицироваться) и с тенденциями с дна Архаики,  то после обнаружения этого (пациентом или при самоанализе) встаёт вопрос как эти тенденции удовлетворять и о том как отдельным их проявлениям противостоять. Потому как есть потредности и тенденции и есть вина и тревога, если они не реализуются. И есть вина и тревога, если они реализуются.

 

Однако у человека уже есть психологическая защита как бороться с тревогой (что собственно и есть бессознательная вина за «Я-Идеальное»). И эти защиты как раз и есть: быть хищником, быть хорошим; подчиняться кому-то, чему-то или идее. То есть это вся та же идея принадлежности (опоры), часто выражающаяся в поиске предназначения, призвания, таланта.  И человек становится рабом других, козлом отпущения других, тех кому принадлежит, так как старается быть для них хорошим, полезным, преданным. Любящим или любимым. И др. Главное не один. Или для кого-то главное — получить свободу наконец начать жить своими желаниями. Хищник же, который эту свободу взял (а не получил от других за что-то), бессознательно хочет чтобы его остановили. Потому что счастья нет жить для себя — это словно жить против остальной семью, рода человеческого. Будет возникать чувство вины и потребность в наказании. Многие преступники от того и в тюрьме, что сами захотели попасться. Некоторые преступники снимают тревогу через совершение преступления. Совершив преступление человек наконец осознаёт свою бессознательную вину. И ему становится легче на не некоторое время. Более тонкая форма самонаказания (выведение бессознательной вины на сознательный уровень) у других типов личности происходит когда они устривают себе несчастные случаи или направляют агрессию на себя.

 

Очевидно, что в человеке есть потребность в принадлежности, в опоре, в поиске идентичности, и теперь понятно «для чего?» Для того, чтобы справляться с Архаикой. «Реальность» внешняя и «Другие» люди в этой внешней Реальности — лишь активируют всю ту же Архаику. Себе человек принадлежать не может, так как зависит от Архаики. Архаика — причинное тело человека. И тело это сильнее я человека. Поэтому люди и ищут выход в поиске того, кому принадлежит власть над Архаикой. А это Бог или колдун, дьявол. Дьяволом принято называть веру человека в иллюзию, что он сам себе хозяин и может подчинить всё что захочет себе или как минимум договориться на полезных для себя основаниях.

 

Человеку дана свобода и альтернативы, как этой свободой распорядиться, но свободен ли или зависим в итоге человек в своих попытках:

 

  • Попытка принадлежать себе. Для этого делая, что рождается (читай: что хочется). Но опираться на что-то придётся. Либо на желания, либо и это будет опора на Поток материальной жизни. Таким образом принадлежность и не свобода очевидны.
  • Попытка служить другим (принадлежать и служить другим, чтобы иметь за спиной защищённость или реализацию своих желаний, целей). Служить другим, принадлежа другим или служить идее, материальной цели, где встанет вопрос о том, что служение кому-то всё равно происходит. Или может быть служение против людей. Но везде будут отношения с людьми, противоборство или сдача. То есть зависимость.
  • Попытка принадлежать и служить Богу. При неправильной попытке (без знания духовных законов и без проработки отношений с физическими родителями) человек пытается заслужить расположение и любовь Бога как это делал с родителями. Или люди идут против Бога, служа другому Богу — Знанию, Свободе, Цивилизации, госудрству, культу чьей нибудь личности, обожествляя её сверхспособностями.
  • Многие находяться в попытке поиска или в поиске цели и смысла жизни, что есть по сути процесс поиска опоры и принадлежности. Опоры на: Знание, Любовь, Справедливость, Искренность (неискусственность), поиск Предназначения. Любовь ли это, справедливость ли или искренность, или быть может Свобода, но идёт поиск. И даже, если Свобода найдена, то возникает вопрос Свобода теперь для чего? (Сначала был вопрос «Свобода от чего?», а потом наступает момент осознания «Свобода для чего?»). Поиск себя и своей принадлежности для того, чтобы справляться с происходящим в жизни. Но справляется человек с жизнью или нет — это его внутренняя реакция. То есть речь идёт в первую очередь о том, чтобы справиться с самим собой и со своей природой. Природа человека либо духовная (а значит божественная), либо материальная. Если и та, и другая, то что-то должно быть первично. Иначе не на что опереться. Нет основы, опоры, принадлежности — будет страх и тревога. Без основания жизнь не построишь.

 

Без основы, без основания жизнь не построишь. Архаика или причинное тело — это двигатель внутри человека. По сути — как надёжная основа или болотистая почва. Кто хозяин Архаики, кому она подвластна? Вряд ли человеку. Хотя попытки делаются. И вера живёт. Вера в самого человека, отдельного от природа, подчиняющего её себе. Зачем? Затем что человек имеет склонность хотеть жить для себя. Забыть о себе, не быть эгоистом — такие простые челрвеческие ценности утратили свои корни и смыл «Зачем?» Однако причина страдания человек известна каждому — это сосредоточенность на себе (эгоизм).

 

Архаика — причинное тело, архетипы, живущие в Архаике, в бессознательном — могут активироваться в нас и другими людьми. И почва, уверенность становятся болотистыми. Мы рассмотрим чуть позже этот вопрос более подробно.

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Итак, паническая атака тревоги и страха, фобий и приступов паники (то есть как объектная, так и безобъектная тревога) — это симптом как сигнал, который сообщает человеку изнутри о том, что есть некий конфликт (конфликт желаний и запретов, конфликт осознанных и неосознаваемых желаний, конфликт проблемы выбора, конфликт идентичности и опор, конфликт ответственности и веры и др.). И этот конфликт не так прост (мы это увидели на примере работы внутренних инстанций, ответственных за конфликт). И панические атаки и приступы тревоги являются решением этого конфликта (может и не одного). 

 

То есть, с одной стороны, паническая атаки или приступ тревоги (конкретной фобии или просто безотчётного страха) это сигнал (о том, что надо решать конфликт), а с другой стороны психосоматическое временное решение. Психосоматическое, так как в решении участвует тело, и это форма проявления в основном через генерацию симптомов вегетативной нервной системой, чем и объясняется своеобразная симптоматика. Однако вегетативные симптомы не указывают на какое-либо заболевание данной системы, а выполняют функции привлечения внимания, через отведение его от чего-то другого. То есть это форма патологического защитного поведения, основанного на вытеснениии психологических проблем в виде внутренних конфликтов в неосознаваемую область, в бессознательное. Это своего рода решение проблем.

 

И это и есть психосоматический путь решения. Психосоматический путь решения проблем заложен в психике человека как 3-й путь.

 

Пути переработки (пути возможностей справляться продуктивно или временно (малопродуктивно) с трудностями, конфлитами и т.п.):

 

  • 1-й путь — путь ментализации (и далее принятие правильного решения — и его претворение в реальности). Следует добавить, что выше 1-го пути ментализации находится ещё один путь — это путь откровения, «0-й путь» — это когда знание само открывается, а не является результирующей размышления, логики, анализа и переработки бэта-элементов в альфа-элементы (α и β элементы — это известные психоаналитические концепты, введённые Бийоном, где β — это сырые не переработанные психические переживания, а α-элементы — это результат их переработки психикой, что собственно и есть процесс ментализации).
  • 2-й путь — путь отыгрывания в действии. То есть это действие без ментализации, когда правильное решение не найдено, но идёт отыгрывание
  • 3-й путь — это путь соматизации, путь психосоматический, выбор болезни или болезненного симптома
  • 4-й путь — это путь психотический. Психоз — это попытка самоисцеления организма
  • 5-й путь — это путь смерти, отвязывания инстинкта к смерти от инстинкта к жизни (обычно они связаны вместе)

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Действием в отыгрывании может быть «вкладывание» в другого человека своего психического материала, в том числе и негатива, посредством:

 

  • Высказывание груза, тяготы вслух путём проговаривания мыслей (без продуктивного анализа, ментализации) и контейнирование (помещение с бессознательной целью избавиться, а в идеале переработать) через это его (груза, непереработанного материала, негатива) в другого человека. Непереработанное — это уже по своей природе сырое и соответственно негативное.
  • Невербальное вкладывание (описанного выше, непереработанного конфликта) в другого человека. 

 

Поэтому психолог (психотерапевт) не может иметь много клиентов (пациентов). Поэтому многие психологи работают краткосрочно, бессознательно стараясь защитить себя. 

 

Нужно сильно не вникать в проблемы людей, чтобы иметь дело с большим их количеством, словно лектор на семинаре или менеджер опирающийся на свою цель.

 

Поэтому это временная мера, если психолог (психотерапевт, психоаналитик) не учит (своим методом) человека ментализации и знанию об опоре (о правильном ресурсе).

 

Не может иметь много клиентов психолог. И психотерапевт (как и психоаналитик) должен иметь ограниченное число пациентов (анализантов), так как в начале терапии следует долгое время быть словно контейнером для пациента. Прежде чем можно давать интегрирующие интерпретации, учить ментализации.

 

То что специалист-психолог (психотерпевт, семейный специалист, психоаналитик) контейнирует (или чувстсвует у себя в контрпереносе на материал клиента) — это то, что принадлежит клиенту, то с чем клиент столкнулся, не справился, не ментализировал, не переработал так чтобы не включались пути переработки ниже 1-го. 

 

И пока клиент (или пациент) наберёт необходимый индивидуальный, неизвестный заранее по форме, но понятный (специалисту) по содержанию правильный ресурс (читай: новые и правильные опоры) и наберёт критическую массу доверия раскрываться с наименьшим сопротивлением психологу (или психотерапевту, психоаналитику) пройдёт долгое время (у всех очень разное). И только тогда можно менять привычные для клиента пути справляться (2-й, 3-й и ниже) с внутренними конфликтами на 1-й путь ментализации. Иначе есть опасность регресса по нисходящей.

 

А далее, неизбежно следует принятие правильных жизненных решений, правильного выбора по закрыванию внутренних конфликтов, что отразиться и вовне. Критерий изменений внутри человека — это то, какие люди стали обращать на себя внимание и какие люди стали притягиваться на орбиту отношений. Есть такая мудрость, которая гласит: «Недостатки других принадлежат нам самим».

 

Завешение терапии тоже имеет свой законченный рисунок.

 

Многие психологи, психотерапевты и психоаналитики проходят супервизии. Это групповой или индивидуальный формат работы по сложным случаям. Не успевает психолог всё перенесённое и вложенное от всех клиентов перерабатывать (то есть внутри себя переваривать и различать от кого что возникло). А если психолог не затрагивается материалом всех свои клиентов, то не будет и проработки. Ведь в конечном итоге, психолог почувствовав и поняв, что чувствует клиент, должен научить клиента с эти справляться (и справляться 1-м путём из способов как справляться). А если психолог закрыт от клиента, не проникается материалом клиента, то не сможет понять, что переживает клиент и не сможет, соответсвенно, ему помочь. Супервизии помогают не понять что чувствует клиент, а интерпретировать что чувствует терапевт (психолог) в отношениях с клиентом (пациентом). Супервизия помогает и мешает одновременно, так как у каждого специалиста свой почерк работы. Поэтому супервизии не облегчают жизнь психолога.

 

Пациент помимо вкладывания своего в других, может вкладывать это своё и в себя. Это будет бессознательная самодеструктивность, самонаказание, бессознательный выбор не благоприятного для себя. Это может быть направление агрессии не на других, а на себя, самоповреждающее поведение как привычные модели поведения, то есть психологические защиты от тревоги. Всё это акты действий, поведенческий путь. Может быть сочетание путей, но обычно есть какой-то свой характерный рисунок ззащиты от тревоги.

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Что предлагает духовная психология? Что предлагает глубинная психология? Что предлагает обычная психология? Что предлагают психотерапевты (разные их методы) и психоаналитики (разные их школы)? Что может предложить человек сам себя для работы с тревогой разных форм (от простых до сложных)?

 

Всё правильное (в любом подходе) помогает обратить внимание человека (и его волю) на устройство своего существования и на ситуацию внешнюю, в которой человек находится. И обычно эта внешняя ситуция — это ситуация зависимости, а внутренняя ситуация — это выбор не правильных жизненных опор. А нет опор — нет и ресурса решать внешнии конфликты и отношения зависимости.

 

Устройство существования любого человека (на что следует обратить внимание при самоииследовании и самоанализе) включает в себя внутреннее собственное устройство человека, его психики и её законов. И включает в себя внешнее устройство окружающего мира, реальности. Нет познания внешнего без хорошего познания внутреннего.

 

Рассмотрим внутренне устройство человека и его потребности:

 

  • Наличие ключевой потребности в прямой идентификации, то есть потребности с чем-то отождествляться, быть похожим, быть кем-то и одновременно на это (на что-то) опираться. И всё это, чтобы справляться, с живущими внутри тенденциями (желаниями, потребностями, влечениями, инстинктами).
  • Целостная модель существования человека через описание ключевых инстанций выглядить может следующим образом (такая, представленная модель, позволяет хорошо видеть и отслеживать свою внутреннюю динамику): Архаика (Я-Идеальное)/я/Сверх-Я/Другие/Реальность. (Сотавляющие данную модель понятия были описаны по тексту выше). 

 

Второе на что следует обратить внимание — это на внешнюю ситуацию, подтверждающую зависимость (от себя, от других, от характерных психологических защит и моделей поведения).

 

Есть такие рыбки, которые живут на поверхности кита (большой рыбы). Две рыбы и две разные жизни, судьбы. Одна (кит) живёт как хищник своими желаниями, а другая рыба, ограничена в своих желаниях жизнью кита. Она может только найти себе кита получше. Так и человек имеет пред собой три альтернативы на что опираться и как реализовывать свои желания. По сути это же рассмотрено в глубинной психологии как движение «против людей», движение «к людям» и движение «от людей».

 

  1. Хищник даёт себе право сам решать и жить своими желаниями. Это движение «против людей», потому что хищник не считается с желаниями других людей (и других живых существ) и опирается на себя. Долго и счастливо так человек не проживёт, так как человек не хищник, но архетип или миф быть хишником и быть при этом счастливым существует.
  2. Движение «к людям» и поиск комфортной зависимости и опоры — вот кредо зависимого человека (или «рыбки вокруг кита»). Они бояться одиночества, но опираются на чувства и находят обьект опоры от которого зависят, но он определяет их жизнь. Любимый тюремщик для любимого арестанта. Страдают оба.
  3.   Движение «от людей» или «ищущие освобождения», чтобы заслужить право пожить для себя, своими желаниями. Инструменты: преданность, страдание и помощь другим, постановка себя на второе место, но не от любви к жизни. 

 

Отсюда (из устройства существования и зависимости) у людей желание пожить своими желаниями, которое стягивает всё внимание с других более правильных вещей. Желание не преодолимой силы берущее силу из Архаики, где живут ещё и мифы как альтернативы как жить.

 

Архаика человека формироаваль под давлением внешней реальности, под давление внешнего окружающего мира. Описание законов это внешней Реальности, Природы формировалось издревле. И есть разные описания, окружающего нас мира. Есть те что ведут к истине (истинному положению дел, к реальному отражению сути жизни), и есть те, что уводят в сторону и от истины, и от самой реальности. Обычно у людей это всё перевёрнуто. То что истинное выглядит как то, что нереально, а то что нереально подаётся как истинное. Так люди сами себя обманывают, так как хотят жить так как они хотят и как им самим больше нравится. Поэтому верит человек и развивает то учение (или картину мира), в которой заинтересован. Так действует тёмная сторона Архаики, тёмная сторона души человека. В каждом из нас есть и плохое и хорошое, и добро и зло. И зло имеет такую же силу как и добро. Потому что у человека есть воля и выбор. У человека есть свобода выбирать как жить. И есть творчество, чтобы украшать выбранное и улучшать. Но сила добра держится на более крепком основании, потому что законы окружающего нас мира, если их изучать, таковы что указываю на то или учат тому, что за материальным миром, стоит духовный мир. 

 

Каков же выход из «трезубца страдания» (пунктов 1, 2, 3)? Выход известен с древности, но мало кого устраивает в незрелом состоянии личности в наше время. И более выглядит как миф.  Это опора не на других и не на себя, а на Мать-Природу и на Отца как Творца и Хозяина мира, дома в котором человек не хозяин. Но и не гость. Это его дом по праву наследия Отца и по потенциалу развития природы человека. Человек либо развивается в правильном для себя направлении, либо будучи свободным, пробует жить как хочет. Эта альтенатива — свобода — есть проявление любви творца к своему творению.  Итак человек может опираться на новую свою личность, рождённую не от физических родителей, а от родителей духовных, от Материнского и от Отцовского аспектов Вселенной, может опираться на Бога (его слово и связь с Ним) и на Поток. Поток и есть материнский аспект. Тот кто не опирается на Бога, опирается на жизнь, на её движение и на свою связь с жизнью. Это вариации духовного подхода. 

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Таким образом человек, увидев своё положение (зависимость и устройство себя и окружающей реальности) задействует тот инструментарий, какой пожелает сам по решению вопроса своего существования, выбора картины мира и решения сопутствующих проблем и страдания. Это сознательное действие со стороны самого человека (с духовной точки зрения). Сознательное, потому что не Творец и не Природа нуждается в человеке, а это человек нуждается в них и зависим от них. Человек от них зависит подобно тому как зависит от своего тела. 

 

А вариантов (альтернатив) как распорядиться своей свободой и как решить проблему страдания (не важно от чего конкретно), зависимости и конфликтов в устройства собственного существования у человека несколько ведущих:

 

  • Терапия (психолог, психотерапевт, психоаналитик).
  • Духовный наставник (учитель, мастер, гуру, старец, священник, имам, шейх, отынча, целитель и др.  духовные лица, власть которых происходит от Бога (а не только от полученного образования, имеющие разные названия в разных культурах и не от их собственной веры в себя и свои силы). Встреча духовного лица — есть результат удачи (блага) и интереса (готовности) самого человека (ученика). Через то, что человек любит и открывается то, что человек сможет для себя понять. Путь страдания не обязателен для духовных открытий. У человека может быть всё в достатке и именно это послужит толчком к духовному поиску. Нет схемы одной для всех. Поэтому существует не одно религиозное и духовное учение, разные течения и школы (вместе с этим, другая прична появления течений — это отход в сторону от правильного понимания — и такое тоже есть).
  • Осознание причин страдания. Есть очевидные причины страдания: 1) «чувство я» (или эгоцентризм, сосредоточенность на себе); 2) «чувство моё» (вопрос принадлежности в частом порядке (нечто «принадлежит мне») и в целом: это я часть мира и я служу этому миру, заботясь о нём или мир должен быть моим, принадлежать мне и служить мне?); 3) проблема желаний. Жить своими желаниями, полагаясь на чувства — это помогает выжить, но далее ведёт к усилению «чувства я» (эгоцентризма) и «чувства моё». Поэтому либо человек убирает цели (желания) и живёт опираясь на Поток, забыв о себе (об эгоцентризме и чувстве моё). Либо человек исследует причины страдания дальше. Потому что даже опора на Поток — это не конец познания. Многие этому процессу познания причин страдания посвящают всю жизнь. В этом будет их служение этому миру. Это философы, психологи, психотерапевты, психоаналитики, которые не вышли на архерип Бога или поняли его искажённо (как концепцию, как веру, как нечто неживое).
  • Есть ещё и сама Реальность. 4-я инстанция в списке инстанций, влияющих на человека. Реальность учит, если мы хотим учиться. Просто нужно научиться всматриваться в Реальность, в свою жизнь, делая это не торопясь никуда и не имея никаких определённых целей, кроме этой, иначе реальность будет искажаться под призму цели. Реальность сама показывает нам как она устроена. Так древний человек и открыл Бога и духовное измерение жизни, так как отношения с Богом это логическое завершение истории развития личности. Сначала мать, потом отец. Сначала физический отец, далее, возможно, психолог (психотерапевт) или учитель, ещё далее Отец духовный как опора и указатель направления жизни, кормчий корбля жизни. Архетип Отца помогает справиться с хаосом Архаики. Так и задумано по природе вещей. И если психолог (психотерапевт или психоаналитик) не идёт в этом направлении (хотя бы у себя внутри), то значит он приводит клиента (пациента) к точке жизни в Потоке. Поток — это архетип матери. Поток — это поток жизни Природы, Земли, Вселенной. Сначала физическая мать, затем Природа, Жизнь, Поток — нечто, что заботиться о человеке. Заботится, разумеется, если человек на Поток опирается. А это означает, что он не имеет своих целей и желаний, а опираясь на чувства, следует Потоку. Но чтобы довериться нужно всё отпустить. А как может всё отпустить современный человек? Есть долги и обязательства, заводы, пароходы, жена, муж, дети, работа, деньги, вложения. Поэтому многие следуя за Потоком всё теряют, так ничего не приобретая. А также причинно-следственную связь и законы этого мира для таких людей никто не отменял. Поэтому полагаясь на изучение духовных законов этого мира или изучая источники моральных законов, человек всё равно возвращается к теме Бога. Или придётся всем рискнуть и оставить семью, детей. Оставить не означает уехать, оставить означает ничего специально для них не делать. А делать лишь то, что рождается естественным образом. Поэтому можно выделить ещё один отдельный естественный инструмент — это искренность.

 

Искреннему, открытому и любящему человеку Реальность обязательно сама откроет свои секреты. Кому то всё время что-то будет открываться, а кому-то откроет до определённой точки. Тревога и страх — это сигнал этой Реальности посредством внутренней реакции на неё. Сигнал о чём? Психологические причины мы рассмотрели ранее.

 

Стремление познать Реальность, познать истину есть первый признак духовной жизни человека, без этого человек духовно умирает. А живёт ли тогда человек? Не от того ли и страдает, что чувствует, что не живёт? Не живёт так, как хочется жить — думается человеку. Человек может жить в согласие со своей природой, или в попытке согласия со своими желаниями. Если желания совпадают с природой, то нет проблемы. Но человек хочет жить отдельно от природы, против неё или жить так, чтобы она исполняла его желания. То что человеку хочется не совпадает с реальность природы. (Эта напоминает отношения ребёнка, свыкающегося с фактом отдельности жизни матери от его жизни и желаний). Природа имеет свои законы, установленные не человеком. За материальной природой стоит духовная природа как основа жизни. Человек не может подчинить себе ни свою внутреннюю природу, ни внешнюю. Но есть свобода пробовать и есть альтернативные варианты. 

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Почему столько путей и какой самый верный? Напомним (подведём итоги) и соберём воедино все проблематики человека.

 

У человека есть целый список ключевых, очевидных каждому, не отменяемых (без проблем и тревоги) и не сублимируемые (без вреда) потребностей:

 

1-  Потребность в идентификации (с кем-то, с группой, поиск идентичности, поиск на кого быть похожим).

2- Потребность в принадлежности (в служении).

3- Потребность в опоре.

4- Потребнось в свободе (выбора, желать).

 

И есть, в продожение списка потребностей, потребности особо проблемные (могущие ими стать или уже являющиеся), так как не ставятся под сомнения и держатся на характерных распространённых иллюзиях (рассмотрения которых мы касались ранее). Это:

 

5- Потребность в желаниях и в благостном настроении. Человек не может не желать, потому что у него как минимум есть потребность в хорошем настроении. Вместе с этим, желания легко становятся причиной страдания, если человек не знает на что опираться, с чем идентифицироваться (на кого быть похожим) и чему (или кому) служить, да ещё и делая всё это по доброй воли, то есть не лишаясь потребности в свободе. Если все эти потребности правильно не закрыты (не поняты), то человек начинает усиливать эгоцентризм и стремление к контролю и власти (чувство «моё» начинает прогрессировать). Реальность же (для кого-то далеко не сразу) указывает на разрыв между желаемым, счастьем и реальным положением дел и возможностей. Часто указывает и через болезни, включаются пути справляться со стрессом ниже 1-го (о чём писалось ранее). 

 

6- Потребность в чувстве «я» (эгоцентризм). Личность от физических родителей сформировалась, а о развитии личности духовной не все знают как о направлении и возможности.

 

7- Потребность в чувстве «моё» (принадлежность мне). При правильном духовном развитии с этой потребностью нет проблем.

 

Что в духовных учениях, что в школах психологии важно понять суть, посыл. Не следует относиться к духовным и к религиозным учениям пренебрежительно как к чему-то не научному (науки есть о разном и в науке все гипотезы имеют право на существование, пока не будет доказано обратное — в этом научный подход), не стоит бояться (но секты — тоже реальность, как и лже учителя и заблуждающиеся духовные лица) и не стоит недооценивать.

 

Ислам, Суфизм, Христианство, Индуизм (Адвайта-Веданта, Кашмирский шиваизм), Веды, Буддизм (Дзен-буддизм, Тибетский буддизм, Дзогчен), Иудаизм и др. — большое количество разных духовных школ существует в мире и многие интересны и востребованы жителями крупных мегаполиов. В малых городах круг выбора уже. Среди духовных направлений есть не только монотеистические (единобожие). И всё это, сам выбор конкретного учения может быть для кого-то полезен, а для кого-то и нет. Но всегда есть то, что подойдёт, если человек исходит из потребности в свободе. Те учения, в которых нет единобожия и живого Бога как некой индивидуальности — ведут к освобождению, а те, где есть — там есть и слово Божье ведут они к следующему после освобождения этапу в развитии личности. И дело в том, что слово божие — это очень простые вещи, всем известные с детства интуитивно. Потому что не в книгах слово божие,  изначально в сердце, поэтому потом откликается в книгах или в простой жизни. Ибо не надо быть грамотным для этого или умным, в плане, интелектуальным. Интеллектульные люди сидят на психологической защие «интеллектуализация», чтобы справиться с тревогой, но это помогает лишь на время. Больше знаний — больше печали.

 

И надо понять (в духовном подходе) суть этого слова Божиего, переданного через писания, через хадисы, через наставления и записки святых и старцев, через письма и тексты духовных лиц, устами которых Бог говорил, и на слова которых свет истины проливался.  За словами лежит суть, связанная с решением вопроса с чувством «я» (эгоцентризмом), с борьбой разных инстанция «я» внутри психики, с чувством «моё» («мне» принадлежит),  с желаниями (и потребностью желать) и с потребностями в идентификации, в принадлежнсти, в служении, в опоре и в свободе.

 

Понять слово Бога — значит его услышать через свет своего ума, который подсвечивается, берёт свой свет либо от Бога, либо от собственного резервуара уже накопленного света ранее через понимание и объяснение для себя цепочек причинно-следственных связей в своей жизни, судьбе. Но точнее будет сказать, что это подобно свету луны, отражённой ночью на поверхности воды. То есть это заимствованный свет и не сам источник (не луна).

 

В психологии, психотерапии и психоанализе суть  — это отделение (психологическое и во взрослой жизни) от родителей и решение вопроса с переносом результирующей отношений с родителями на другие значимые объекты в жизни. Суть психологии, психотерапии и психоанализа — реализовать потребность в свободе. Суть психотерапии и психоанализа — это проработать первичный травматический детский опыт (ядро характера и травму рождения). Суть психотерапии (ряда школ) и психоанализа — изменить путь переработки стресса (мы писали ранее о таких 5-ти путях). Но только несколько направлений психологии (психотерапии, психоанализа) пробуют двигаться или ведут в сторону остальных 6-ти потребностей (перечисленных ранее в нашем списке очевидных каждому человеческих потребностей). Возможно, это развивающийся юнгианский психоанализ (не все школы юнгианского анализа и их учителя двигаются в этом направлении, каждый новый лидер привносит своё понимание и расставляет акценты , подтягивая под это исходные представления Юнга и Фрейда, а также философию, религию, духовные подходы, которые понимались изначально иначе самими родоначальниками метода психоанализа). А также естественно это духовно-ориентированные направления внутри интегрированного подхода в психотерапии. 

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Вернёмся к теме потребностей. Потребностей у человека много и они переплетаются между собой в хаос и запутанный клубок. Помимо «потребности в знании» , «потребности в свободе» и «потребности в счастье» (то есть в благости, в благостном расположении духа, настроении), есть много потребностей у человека, но всё их множество можно свести к одному (каждому человеку доступному для осознания) корню, к одной потребности — это «потребность в цели и смысле своей жизни».

 

«Потребность в Боге» — сокрыта у большинства людей. Сокрыта, спит, находится в потенциале и перекрыта «потребностью к свободе» и «потребностью в идентичености (в собственной самости)».

 

  • «Потребность в идентификации» с кем-то — возникает из-за «потребности быть похожим».

 

  • «Потребность в прямой идентификации» — из-за «потребности в опоре», «потребности в идентичности» (в самости) и из-за «потребности в чувстве «я»», которое может принять форму эгоцентризма.

 

  • «Потребность в принадлежности» (сообществу, группе, семье) — из-за «потребности в цели и смысле своей жизни», из-за «потребности в служении».

 

  • «Потребность в служении» — из-за «потребности прикладывать волю [к чему-то]»

 

  • «Потребность в чувстве «моё»» — из-за «потребности в прямой идентификации».

 

  • «Потребность в эгоцентризме» (в чувстве «я») — из-за невежества и незнания, далее из-за страха сойти с ума или страха смерти, из-за потребности в желаниях.

 

  • «Потребность в желаниях» (потребность желать) — из-за «потребности в свободе», «потребности в жизни».

 

Есть много потребностей, о градации и пирамиде которых можно спорить. Но все потребности можно свести к «потребности в цели и смысле жизни». Что в свою очередь автоматически приводит к идее и «потребности в служении». Если человек «служит», то остальные желания осознанно встают на второе место и не отравляют жизнь. Но надо знать кому служить. Потому что все люди и так уже кому-то служат. И нужно знать о том, что существует «потребность в свободе».

 

  • «Потребность в свободе». У человека есть и должен быть выбор. Но потребность в безопасности и не знание на что в жизни опираться, «кто я?», как быть с  «сексуальной потребностью» и к чему в жизни стремиться заставляют человека предавать свободу или её на что-то обменивать. Важно как получить свободу, так ещё и правильно ей распорядиться, на благо. Благо как преживание благости приходит изнутри. Оно поглощает и тревогу, и стресс, и страх. Поглощает и апатию, и депрессию, любую симптоматику томит и растворяет, растворяет блоки на 3-м пути справляться со стрессом. 

 

«Потребность осознанно прикладывать к чему-то свою волю» , «потребность любить»  и «потребность в благости» — возвращают нас к «потребности в цели и смысле жизни». 

 

И как мы показали решение этой поблемы, движение в этом направлении и закрытие этой потребности закрывает и все проблемы и позволяет не сбиться с пути. Нет правильной цели и смысла — не будет и служения. А нет служения, нет и благости (хорошего внутреннего настроения, счастья).

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

Сам механизм возниковения благости (то есть благого внутреннего настроения и настроя) выводит на служение, то есть проявление осознаной (через понимание сути своего внутреннего устройства и устройства внешней реальности) любви к другим, не выбирая самому к кому именно конкретно посредством нравится/не нравится, но и не наказывая при этом себя плохим и не пытаясь заслужить хорошее.

 

Преодолел трудность в помощи другому человеку — получил «благость». Вот казалось бы и вся наука счастья. Однако «благость» приходит при определённых условиях: человек послан именно тот кому, именно тебе надо помочь; ты угадал с помощью (добро сделал не со своей точки зрения и не с точки зрения того, кому помощь требовалась, а с точки зрения Бога, Вселенной); соответсвенно речь уже идёт об особом отношении к жизни, к реальности, которая разумнее, чем сам человек; и сделать добро, плюс ко всему, следует так, чтобы «левая рука не знала, что делает првая», то есть не желая для себя взамен ничего и т.п. личная выгода).

 

Мало того, одной только благостью от служения (которое не так просто как кажется, поэтому много делающих добро, но мало получающих от этого благо) не закрыть вопрос «базовой тревоги» (тревоги от «травмы рождения» человека).

 

«Базовя тревога» или «травма рождения» — это переживание фрустрации по факту своего рождения человеком (был в утробе матери, все желания исполнялись, была нирвана — и вдруг всё изменилось и хочется снова найти опору и перестать испытывать от этого тревогу и страх смерти).

 

Базовая тревога (травма рождения) как закрывается, если её корень — это страх смерти, отсутствие опоры и не знание цели и смысла жизни?

 

Из опыта людей, из коллективной человеческой мудрости известно, что страх смерти, отсутствие опоры и базовая тревога закрываются тремя гармоничными, продуктивными способами — это:

 

  • Переживанием ощущения, что рядом Бог (присутствие Бога в своей жизни), то есть должен произойти реальный опыт переживания, а не только вера. Реализуется такое не по воле самого человека, а по Воле Бога как его дар.
  • Для неверующих людей есть проход через размышления, которые приводят к тому, что если ни за что в жизни не держаться, всё отпустить и не иметь цели, то можно опираться на интутивное проживние жизни или жизнь в Потоке. И в таком проживании меньше всего страдания. Маго того, может открыться преживание своей изначальной природы, природы вечности и безусловной любви. Переживание вечности закрывает вопрос с траха смерти. Переживание любви имеет прямо отношение к блгости и к Богу (но это может и не открыться тому, кто живёт в потоке).
  • Прохождение психотерапии для проработки базовой тревоги. Раньше обращались к целителям, к духовным лицам, а сейчас обращаются и к духовным лицам, и к целителям, и к психотерапии.

 

Рассмотрим прохождение психотерапии отдельно. Суть психотерапии, её итог или её направления — следующие:

 

  • Отделение от родителей (прохождение эдипа (в психоналитической теории), тема желаний, тема того, что мы описали как «трезубец страдания»).
  • Проработка переноса (отношений с родителями на других значимых людей) и проработка навязчивого повторения этого переноса и повторения опыта травм.
  • Улучшение работы психического аппарата, переход на 1-й путь переработки негатива и проблем (мы писали ранее о 5-ти известных путях, включая «0-й путь»).
  • Проработка «травмы, образующей ядро характера», травмы которая уходит корнем в «травму рождения». Все типы личности различаются разным травматическим ядром, ядром характера.
  • Проработка «травмы рождения».

 

В процессе терапии рано или поздно приходим (должны прийти) к теме «травмы рождения», корнем которой является страх смерти. А страх смерти закрывается только духовными учениями. Психологические учения и психотерапия разных психологических и психиатрических методов страх смерти не закрывают.

 

Терапия если не ведёт в сторону Бога или для неверующих в сторону интуитивной жизни в Потоке, то «травма рождения» может быть проработана лишь случайным образом. Случайным — имеется в виду (для верующих), если Бог даст такой подарок.

 

Жизнь в Потоке (или интуитивное проживание жизни) ведёт к возможности преживания Вечности. В результате этого преживания человек перестаёт испытывать страх смерти. Базовая тревога уходит. Но переживание Вечности открывается по милости Бога как Его дар, то есть не зависит от усилий самого человека. Поэтому открывается единицам, а для большинства просто это становится целью и смыслом жизни. Люди делают достижение просветления целью жизни. Простветление — это, по сути, закрытие вопроса страха смерти. Просветление как мы уже описывали — это не конечная точка развития человека. Человеку открывается его природа, но далее возникает вопрос как этим распорядиться и чем в жизни заниматься, просто жить и остноситься к жизни как к игре надоедает со временем. И человек либо начинает делиться своим открытием (и тем самым реализовывать служение людям), либо откатывается назад в эгоцентризм, либо открывет для себя тему отношений с Богом (Творцом, Источником). 

 

Люди склонные к Вере, двигаются немного в другом направлении. Им тоже может открытьтся по пути дар, связанный с преживанием Вечности. Но основная вещь, которая их по настоящему удовлетворит — это переживание присутствия Бога как реальной опоры, реального живого присутсвия, как чуда. Это преображает их личность и страх смерти, и травма рожения уходит.

 

Таковы известные (накопленные мудростью человечества и открытые людям как часть реальности этого мира) пути решения проблем тревоги, страха и счастья.

 

 

Из-за чего человек испытывает стресс, тревогу, страх - где искать корни и что противопоставить?

 

 

© Потеенко Юрий Владиславович 

 

В оформлении статьи использованы картины художника  Agostino Arrivabene (Агостино Арривабене) 

 

® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.