Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Можно ли самостоятельно работать над собой по личностным проблемам? Можно ли самостоятельно работать над собой по проблемам психосоматики и соматики, болезням и расстройствам разной этиологии? Можно ли самим работать над проблемами в отношениях, с семейных отношениях, в отношениях в паре? Понятно, что лучше обратиться к психологу или психотерапевту, но если нет денег на регулярные встречи, если нет пока решимости и доверия и полной определённости к кому именно обратиться за подобного рода помощью и есть ресурс работать самим над собой, то каковы могут быть основные мишени такой работы?

 

Есть ли простой алгоритм или общая схема?

 

Часть 1.

 

Простой алгоритм есть и выглядеть он может следующим образом:

 

  1. Убирание всех видов активности. / Изучение за что человек держится и на что он опирается в жизни.
  2. Исследование причин страдания и проблем. Знание о здоровой части себя. / Изучение на что опираться вместо прежних опор.
  3. Наблюдение за своим вниманием: куда идёт внимание в течении дня, недели? / Внимание сознания — это то, чем можно перестать держаться, это то, чем можно наблюдать за что держишься, то есть это инструмент.

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Время одуванчиков

 

 

1) Это первое необходимое действие, и оно есть убирание всех (в постепенном и достаточном для дальнейшего анализа и продвижения количестве) видов активности, чтобы посмотреть, что под активностью лежит как вдавленное (как вытесненное, изолированное или отщеплённое) подобно той или иной силы пружины за счёт убегания в активность, уходу в те или иные виды деятельности. Также следует изучить мотивы своих активностей.

 

Если человек наоборот пассивен, то он лишь так думает. Ибо из подлинной пассивности сама рождается активность, и эта активность радует, а не огорчает. Значит человек не пассивен, а замер в ожидании или в обиде на мир. И всё равно он чем-то занят при этом.

 

Надо посмотреть — человек следует импульсу, исходящему от какой части себя? Есть следующие части себя — «здоровая», «выживающая», «травмированная», «компенсаторная» — читать об этом подробно в статье «Мир человеческий и мир психотравмы. Что такое детский травматический опыт и почему от есть в каждом из нас?». И возможно наличие части-трансмиттера трансгенерационной передачи (читать статью о такого рода частях и феноменах в статье «Трансгенерационная передача: роль трансмиссионного объекта в формировании определённого вида активности как части личности и в формировании психосоматического симптома»).

 

Трансмиссионный объект или схожий феномен «вкладывание» — это когда какая-то не решённая проблема передаётся по роду из поколения в поколение вкладываясь в кого-то, в своего носителя. И человек, порой не может понять почему он каким-то делом занят полжизни или почему у него существует какие-то черты характера или почему в нём существует не проходящий симптом или болезнь.

 

Эти статьи являются теоретическим обоснованием с примерами из жизни и с разными деталями и гранями вариантов. Мы же здесь возьмём за основу главные структурные вещи.

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Девочка и кот

 

 

И так, нужно убрать все виды активности, чтобы посмотреть, что под ней лежит как:

 

  • «вдавленное» внутрь себя, словно пружиной активности, и тем самым удалённое от сознания;
  • «замещённое» активностью и делами с объектами, людьми;
  • «отщеплённое» (или «изолированное»), где активность обеспечивает такое отщепление;
  • «скомпенсированное» активностью;
  • «вложенное»: здесь активность может выступать как результат «вкладывания» (трансмиттер или трансмиссионный объект в трансгенерационной межпоколенной передаче) или активность может наоборот выступать как защита, как то, что не даёт условий для «вкладывания».

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Розовый день Дианы

 

 

И всё это, с другой стороны, выглядит как жизнь частями себя. Что это могут быть за части и как они выглядят?

  • «Травмированная часть» не проявлена и не осознанна, но вместо этого она «вдавлена или «отщеплена» («изолирована» от сознания). Может быть также, как другой вариант, «замещена» (в том числе замещена и «вкладыванием»).
  • То, чем она замещена или то, за чем она скрыта, можно назвать «выживающей частью». Это будет жизнь «выживающей частью». Или жизнь «компенсаторной частью», словно не скрывающей, а компенсирующей ущерб. Выживающая и компенсаторные части (а также любые другие замещающие и вложенные части) живут надеждой на просвет («Однажды всё наладится», «однажды это закончится», «скоро или вот-вот придёт успех» и т. д. и т. п. иллюзии, которые так и не становятся реальностью, во всяком случае, даже если некий успех и есть, но пустота или дыра внутри остаётся, требуя новых усилий по своему заполнению).
  • И есть «здоровая часть». Она есть в каждом. Живёт мерцающе, то есть то обнаруживает себя, то прячется под игом выживающей, компенсаторной или замещающей частей. Жить здоровой частью — это настоящая потребность человека.

 

Если человек интуитивно не понимает, что такое здоровая часть, то надо для начала убрать не-здоровую, тогда здоровая часть сама себя проявит, так как она в своём потенциале уже есть в каждом от рождения и по природе.

 

За активностью (или, как вариант, за псевдо-пассивностью) человек не видит выбора. Не видит свободы, а свобода — это взятие на себя ответственности за происходящее с тобой. Не видит результата, а результат — это отход от своей природы, если активность не исследована (не понята) и если есть проблемы, которые привели к вопросу работы над собой или к тем или иным проблемам, требующим решения (или лечения).

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Тёплый вечер

 

 

2) Отход от своей природы, то есть от человечности ведёт к страданию (проблемам, болезням, расстройствам). И это факт (т. е. правда, как она есть). 

 

Что есть природа человека? Это человечность. Природа человека в естественном её проявлении — это проявление лучших его качеств. Что ценится в людях? То как они себя ведут. Это уважение к другим; скромность; довольство тем, что есть; отсутствие импульса рушить и самоутверждаться, а наличие импульса смотреть, чем можно быть полезным этому миру. Это и отношение к миру как чему-то непознаваемому до конца, полному тайн. Это доверие этому миру. Это поведение не хозяина, а гостя, пришедшего в этот мир.

 

При таком отношении к себе, мир сам открывается с лучших своих сторон. И это все знают и интуитивно понимают. Это и есть жить здоровой частью себя, которая имеет неискажённое и правильное понимание таких вещей как эгоизм, нужда (потребности), желания, свобода, выбор, правда, покой, гармония, любовь. Истина — одна, нет истины разной для всех. Разный лишь язык объяснения, который указывает на истину. Истина — это правда и реальность, такая какая она есть. 

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Серебро весны

 

 

Если человек стремится в правде, он обретает и покой, и гармонию. Если человек стремится к покою или гармонии, он не находит ни того, ни другого. Интуитивно это понятно каждому.

 

Есть много альтернативных способов как жить, удаляясь (не заметно, не осознавая этого) от правды, а следовательно от покоя, от гармонии и от здоровья. Здоровье личности, сопутствие удачи, здоровье сомы (тела) и психики, здоровье в семейных, в парных отношениях — всё это возможно на почве покоя, гармонии и любви. На такой почве редко растёт что-то отличное от того, чему человек рад. И даже что-то плохое есть ресурс понять и принять.

 

Это очевидно каждому.

 

Почему же так человек не живёт, если видит и понимает? Потому что его внимание (внимание его сознания) поймано в силки не здоровых для него вещей, застряло в рутине, надежде и ожиданиях, застряло в привычках, поверило в иллюзии этого мира, обещающие то, чего нет.

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Утро города

 

 

Внимание человека было ещё в детстве поймано темой как правильно жить в этом мире и как к нему относиться. Человека научили (а он согласился) быть не собой, жить искусственно, стремиться к иллюзорным не существующим вещам и целям, быть пойманным тёмной стороной этого мира, когда относишься к нему и к людям не правильно, не по человечески, как к чему-то враждебному и угрожающему, относишься в не в согласии со своей природой (то есть со своими настоящими потребностями)

 

И это внимание надо вернуть обратно, во всяком случае, вытащить из того, во что оно убегает, из того, во что оно захвачено.

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Чисто утро

 

 

3) Поэтому третий пункт самый простой — это работа со своим вниманием.

 

Стоит отметить что существуют определённые восточные практики работы с вниманием, но здесь предлагается более простая и очевидная вещь. Тем более, что только наблюдения за вниманием и пресечения своих реакций не достаточно и, более того, вредно для здоровья. Потому что в медитации люди познают лишь аспект безличностного существования, а важно ещё и проживание, то есть личностный аспект бытия, проявленное бытие. Одного существования в жизни мало, нужно ещё и проживание жизни, а иначе человек не вернёт себе целостность. Поэтому медитативные практики опасны. И особенно опасны тем людям, которые внутри себя имеют в вытесненном или отщеплённом виде травматические части себя. Они не живут, а выживают в медитации.

 

Что касается духовного измерения жизни, к которому многие медитирующие стремятся (или стремятся к высшим духовным переживаниям, снимающим все вопросы и закрывающим все проблемы), то следует знать, что духовное измерение само открывается и открывается без усилий и тем людям, которые меняют своё отношение к этому миру. Сам мир тогда показывает своё духовное измерение на понятном конкретному человеку языке, а не как написано в книгах или как учат другие. Духовные переживания берутся не силой, а верой и правильным (здоровым) отношением к жизни.

 

Часть 2.

 

…В конечном итоге, со временем, человек увидит то, что он держится за одну какую-то вещь с особой силой как если это есть его опора, чтобы не попасть в хаос. Но в эту точку сначала надо прийти, а иначе будет сложно понять ряд других важных тем. Но об этих темах важно знать заранее, чтобы они не стали ловушкой на пути.

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

 

Волшебная рыбка

 

 

За что человек держится:

 

  • За цель или, как вариант, за проблему (которую решает с помощью достижения цели). Почему плохо иметь цель (не правильную) или решать проблему (не правильно) через активность и сужение восприятия? Если есть цель или проблема, то есть и зависимость от мира (от других людей, от самой цели, от решения проблемы и т. д. и т. п.). Потому что тогда человеку становится что-то нужно от мира и от других. И он попадает в ситуацию, когда мир его обманывает, подыгрывает желаниям или пугает (например, мыслью о том, что если ничего не делать или всё оставить, то ничего и не будет, не останется и человек пропадёт). Мир таким образом связывает и тянет на дно. Потому что жизнь — это поток и если человек за что-то цепляется в потоке, то он тонет.
  • За инфантильные желания. Можно даже держится за то, что само рождается, живя инфантильной животной жизнью. Человеку кажется, что он живёт естественно, интуитивно и не за что не цепляется. Но он может легко зацепиться за свои инфантильные желания. Мало того, живя инфантильными желаниями, есть опасность попасть в области влияния тьмы. Крайний тому пример история из скандинавского сериала «Тот, кто убивает. Узник тьмы» 2019 (Реж.: Карстен Миллеруп). Не крайний случай — это разного вида инфантильные фиксации за нереализованные детские потребности. На основе таких фиксаций можно даже структурировать и различать типы личности, типы характеров людей. Об этом подробнее можно почитать в статье «Потребность, нужда и травма при оральной и шизоидной фиксации. Секреты успешной психотерапии». Инфантильные желания — это желания, не соответствующие уровню развития и возрасту развития (о чём сигнализирует часто тот или иной симптом в теле или в жизни). Примером таких инфантильных желаний, например, в срезе отношений мужчины и женщины могут быть следующие симптомы — читать подробно в статье (ссылка появится позже).
  • За неестественную жизнь. Когда человек вынужден ради чего-то (цели, травмы, ради решения проблемы, ради реализации инфантильных желаний) притворяться, быть искусственным. Крайний пример такой, социально одобряемой, искусственности — это нарциссизм. Это идеология — «вижу цель, не вижу препятствий», это то, чему учат современные коучи, подыгрывая нарциссическим травмам в людях, это жизнь подчинённая цели, это желание быть лучшим, успешным, хозяином своей жизни. Всё это неестественно для человека и ведёт со временем на дно или к внутренней пустоте при наличие очевидного материального успеха.
  • За обман этого мира и за страх потерять или не иметь.
  • За невежество, проявленное в виде не видения (отрицания) своей малости и зависимости от Целого, от единого организма, где все живые существа связаны друг с другом не разрывными и взаимозависимыми нитями. Человек, живущий в невежестве, видит такую зависимость не как нити, а как цепи, всё время пытаясь их сбросить, чтобы жить своими детскими инфантильными иллюзорными желаниями. Поэтому такой человек обречён на холод одиночества и на страдание в виде болезней или проблем. 
  • За других (начиная с родителей и заканчивая партнёром по парным отношениям, за значимых людей). Цепляние происходит невидимым (неосознаваемым) образом в виде контейнирования в другого значимого человека своей хрупкой раненной детской части, которая жива, но прячется в другом как в контейнере. Эта часть изгоняется из сознания, но находит своё отражение в партнёре по отношениям. Партнёр притягивается соответствующий возможности такого контейнирования. Сам же партнёр является также заложником, но уже собственного контейнирования, в свою очередь, своей собственной детской части. Пара может так цементироваться не на один десяток лет, если есть во что убегать (работа, дети, проблемы и т.п., за что можно держаться, чтобы своим вниманием сознания не обнаружить факт происходящего на самом деле).

 

© Потеенко Юрий Владиславович

 

 

Азы самостоятельной работы над собой по личным и семейным (в паре) проблемам и проблемам здоровья

Хрустальный мост. Фрагмент

 

В оформлении статьи задействованы картины художника Полины Ореховой (г. Ногинск). Из картин самих художников, а нами всегда статьи оформляются художественными полотнами, мы часто видим и саму историю художника, которую не спрячешь, историю отношений с родителями и детский травматической опыт (отвержения, безразличия, ставки на успех, предательства, оставленности и т.п. травмы). Так, например, из представленых картин прекрасного художника и как видно интроверта по характеру, мы видим отношения с родителями. Мы видим отца, который был отстранён от дочери (или слишком не досягаем), но вместе с этим воспоминания о нём вызывают тепло, тепло самого детства с чёткой горечью печали не разделённой любви. Вы видим мать, которая и вовсе не уделяла нужного внимания дочери. Сосредоточенность на внутреннем мире позволила ребёнку во взрослом возрасте найти себя в художественном творчестве, и в творчестве понятном больше интровертам, чем экстравертам.

 

® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.