Шизоидность личность: цели для самоосознания и психотерапии
ШИЗОИДНЫЙ ХАРАКТЕР
Этиология: Несоответствующая родительская забота — черствость, недостаток эмпатии, холодность, дистанция и отстраненность. Ребенок чувствует себя ненавистным, нежеланным и ничего не значащим. Располагая в младенчестве ограниченными ресурсами, личность может реагировать только уходом, раздвоением или внутренней миграцией. Блокировка самых основных жизненных проявлений и отказ от энергии из внешней действительности, поступающей от других и преимущественно из жизни, приводит к своего рода отмиранию и отключению.
Симптоматика (симптомокомплекс): Хронический страх, избегающее поведение и конфликты в социальных контактах, в ситуациях, требующих доверия и привязанности. Как правило имеются проявления аутодеструктивного, вредного поведения, ненависть или отсутствие акцептации собственного self, очень ограниченные навыки заботы о себе и самоподдержки. Личность часто проявляет неспособность различать собственные чувства и создавать прочные социальные и интимные контакты. В значительной степени человека можно определить, как личность, которая не имеет контакта с собственным self и с другими людьми.
Когнитивный (познавательный) стиль: Изоляция мышления от чувств, зачастую наряду с хорошо развитым абстрактным мышлением. Однако часто слабо развиты конкретные операции, относящиеся к физическому миру. «Социальный» ум часто недоразвит.
Формы защиты: Проекция, отрицание, интеллектуализация, «спиритуализация», уход, изолирование чувств, раздвоение и состояния амнезии. У человека может быть очень слабая память, особенно память межличностных событий, конфликтных по отношению к детству.
Скриптовые (сценарные) решения и патогенные убеждения: «Я не имею права на существование. Мир опасен. Наверное, со мной что-то не так. Если бы я позволил себе ослабить контроль, то мог бы кого-нибудь убить. Я все это разрешу своим интеллектом. Настоящие ответы в этой жизни имеют духовную природу и принадлежат к другому миру».
Репрезентация self (представление self). Self воспринимается, как поврежденное, возможно, плохо функционирующее или даже плохое. Личность сомневается в собственном праве на существование и погружается в проблемы интеллектуальные и духовные, которые связывает с собственным интеллектом или собственной духовностью.
Репрезентации объекта и отношения с объектом (представления и отношения с объектом). Другие воспринимаются как непринимающие, как угроза и значительно могущественнее, чем собственное self. Личность очень чувствительна к сухости, неприязненности социального окружения. Часто проецирует враждебность на других или же вызывает ее путем проективной идентификации.
Эмоциональная характеристика: Человек переживает постоянный страх, а часто даже ужас. Чувства изолированы и/или подавлены. Личность не знает, как она себя чувствует и может казаться холодной, лишенной жизни и контакта с самим собой. Под ее страхом и ужасом скрывается примитивная подавленная ярость.
Дорога домой
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ДЛЯ ШИЗОИДНОГО ХАРАКТЕРА
Эмоциональные цели
- Усилить чувственный контакт с окружением — осязательный, слуховой, зрительный, обонятельный и вкусовой контакт с миром — развить сознание человеческого прикосновения к другому человеку и чувство его значимости.
- Развить ощущение стабильности, укорененности — чувство, что стопы крепко и уверенно стоят на опоре, и что мы можем выстоять в собственной позе, положении.
- Развить умение чувственного восприятия телесных ощущений — чувство разного рода движения, дыхания, ощущения напряжения и расслабления, специфических телесных переживаний, связанных с голодом, болью, радостью, смехом и т.д.
- Снять хроническую напряженность или спазмы во всех страдающих от этого областях тела, а также уменьшить вызванное ими чувство физической боли.
- Высвободить чувство ярости и направить его на соответствующую цель. Интегрировать его с self таким образом, чтобы оно стало источником силы и асертивности; вот самый простой девиз терапевта — биоэнергетика: «Познай это, направь и освой».
- Открыть доступ к существующему в себе чувству ужаса и поддержать его в процессе обнаружения первоначальных причин. Интегрировать это чувство с self до тех пор, пока оно не станет источником способности ощущать страх, подавленность и собственную чувствительность.
- Добраться до сожаления, связанного с утратой любви и утратой собственного self. Интегрировать его как часть реальности данной личности — реальности, которая одновременно является трагической и иронической. Исключить отрицание того, что было, чтобы дать возможность ощутить то, что есть.
- Развить физические отношения между личностью и физическим миром (например, пищей, природой, домом, знакомыми объектами).
- Высвободить чувство любви и переживание радости, имеющие корни в действительности.
Закат на Дону
Бихевиорально — социальные цели
- Вначале установить или укрепить привязанность и окончательно привести к разрешению симбиоза.
- Укрепить сознательное и преднамеренное использование такой формы защиты, как уход изсоциума.
- Усилить вовлеченность в жизнь малой группы и общества.
- Уменьшить педантизм и потребность в исключительности собственной деятельности и, тем самым, ограничить склонность откладывать дела на потом и связанный с ними страх.
- Помочь клиенту открыть его актуальные способы выражения вытесненных агрессивных импульсов, (т.е. специфические «игры», которые он ведет в социальных контактах, паттерны пассивной агрессивности и социального ухода, агрессивные фантазии и т.д.)
- Обучить или создавать соответствующие ситуации для обучения социальным навыкам (например, собственной личной эффективности, асертивности, зрительного контакта, выражения чувств в социальных контактах и т.д.).
- Развить практическое агрессивное и асертивное поведение в общественной жизни личности.
Запах дождя
Когнитивные цели
Взгляды и убеждения
- Идентифицировать, интерпретировать и развить инсайт в идеал эго или фальшивое self, осуществить его преобразование (например, «Я — всепонимающий, всеодобряющий, я — исключительный. Я — это мои идеи и мои успехи»).
- Идентифицировать, интерпретировать и развить инсайт в сценарные решения; осуществить их преобразование (например, «Со мной что-то не в порядке. Мне нет места. Мир — это ужасное место. Людям нельзя доверять»).
- Усилить идентификацию self с телом и его естественными жизненными процессами.
- Усилить идентификацию self с личной историей и следующей из нее чувствительностью. Исключить отрицание того, что уже произошло, и влияния этих переживании на жизнь личности.
- Усилить идентификацию self с естественной агрессией, ассертивностью и силой.
Кроны деревьев
Когнитивные способности
- Идентифицировать и развить существующие формы защиты эго и установить над ними произвольный контроль.
- Обучить неизвестным до сих пор механизмам защиты эго.
- Укреплять, корректировать и обучать стратегиям победы над жестким, вызывающим страх окружением.
- Предлагать и обучать навыкам самоуспокоения и заботы о себе.
- Сформировать амбивалентное ощущение self, других и мира и развивать способность терпеть эту амбивалентность. Выделить и интегрировать отдельные репрезентации self и объектов, особо учитывая негативную интроекцию родителей.
- Оценить и по необходимости осуществить корректировку в: ассимиляции, аккомодации, различении, интегрированиии обобщении.
В оформлении статьи задействованы картины художника Александр Павленко. Продолжение экспозиции картин этого интересного и глубокого (направленного на внутренний мир) художника — в другой близкой по теме статье и в статье про характеры.
® Психологическое измерение жизни MyLila.ru и психологический проект «Зеркало для души» совместно с Psychologist O. D.